Потерянные миры

33 892 подписчика

Свежие комментарии

  • Воробей
    - ""это должно быть даром свыше, полученном ПРАВИЛЬНЫМ человеком." --- ну и где написано, что означает быть "ПРАВИЛЬН...Бессмертие: мифы ...
  • Воробей
    - " ну и то что Вы НЕ признаёте христианское понятие "Триединого Бога" а свою мистико-религиозную теорию так и не опу...Бессмертие: мифы ...
  • Воробей
    - "а то Вы сначала пишите, цитирую: "Духовный", кто воспринял Истину не имеет возможности передать своё восприятие Ис...Бессмертие: мифы ...

Мы умели делать всё! 20 брендов из СССР, за которыми охотились покупатели на Западе

 

Мы умели делать всё! 20 брендов из СССР, за которыми охотились покупатели на Западе

Россиянам десятилетиями вдалбливали в головы, что промышленность СССР была отсталой, а продукция не выдерживала конкуренции с товарами, производимыми в капстранах. Мол, что бы мы ни делали, всё время получался автомат Калашникова или, на крайний случай, ракета "Сатана". Да, у нас не было ярких тряпок и большого разнообразия, но всё компенсировалось качеством (идущие на импорт товары подвергались дополнительному контролю) и невысокой ценой.

Автомобиль "Победа"

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Автомобиль ГАЗ-М-20 "Победа" стал настоящим прорывом советского автопрома. У машины был стильный вид, кузов из цельного металла, низкий центр тяжести, хорошая управляемость и достойный по тем временам силовой агрегат. Уже через три года выпуска "Победу" было решено отправить на экспорт. Автомобиль продавали в Бельгию, Финляндию, Швецию, Норвегию и даже в Британию. Любопытная деталь: из Европы "Победу" часто увозили в США.

В 1952 и 1953 годах британский журнал Motor и американский Cars в обзорах хвалили машину за плавный ход, высокую проходимость и современный дизайн. А в 1957-м американский журнал Science and mechanics уделил внимание машине, указав на несомненные плюсы дизайна: обозревателям понравились жалюзи радиатора, продуманный фаркоп, набор инструментов и карбюратор, настройки которого было несложно поменять.

Часы "Победа" и "Рекорд"

Образцы часов "Победа" в юбилейном оформлении к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Фото © ТАСС / Белозеров Юрий

Образцы часов "Победа" в юбилейном оформлении к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Фото © ТАСС / Белозеров Юрий

Уже в 1946 году в СССР по личному указанию Сталина были выпущены часы марки "Победа". Впервые они были сделаны на пензенском заводе, но вскоре их стали производить в Москве, Самаре, Чистополе и Петергофе. Часы прославились своей удивительной точностью, длительностью хода на одном заводе (30–36 часов) и надёжностью. В 1953 году их стали экспортировать в Восточную Европу и Китай. На экспорт шли 17 моделей с центральной и боковой секундной стрелкой, различным дизайном и разными названиями: Poljot, Luch, Raketa, Vostok, Molnija, Slava, Serkisoff, Cardinal, Cornavin. Одно время по производству часов СССР уступал только Швейцарии — например, в 1959 году в СССР было произведено 25 миллионов часов.

Первый Московский часовой завод в 1960-х годах продавал часы Sekonda в Британию и Западную Европу, в 1970-х часовой завод Чистополя начал экспорт новых мужских наручных часов 24-го калибра с двойным календарём и автоподзаводом, а завод "Ракета" экспортировал свою продукцию в 30 стран мира. Кстати, "ракетовские" часы "Рекорд" стали самыми тонкими часами в СССР — их толщина составила всего 2,7 мм. На Всемирной ярмарке в Лейпциге в 1965 году эти часы получили золотую медаль. Кроме того, продукция "Ракеты" получила золотую медаль в 1966 году и Гран-при — на всемирной выставке "Экспо-67" в Монреале.

Мотоцикл "Иж Планета Спорт"

Фото © ТАСС / Загуляев Евгений

Фото © ТАСС / Загуляев Евгений

Мотоцикл "Иж Планета Спорт" на Ижевском заводе стали выпускать в 1973 году. Аппарат получился стильным, недорогим и на удивление качественным. Поговаривали, что самая первая партия целиком ушла в европейские страны. Лучше всего продажи шли в Голландии, Британии и Финляндии, где советский "Иж" какое-то время мог конкурировать с "Явами" и CZ. Продавался мотоцикл и в Турцию, а в Британию поставлялся ещё и "Иж Юпитер".

Мотоциклы, идущие на экспорт, старались сделать получше: их снабжали раздельной системой смазки, на них устанавливали импортный спидометр и японские шины. В начале 1980-х дошло до того, что почти все "Иж-ПС" уходили за границу, внутреннему рынку почти ничего не доставалось. Советские "рокеры" (именно так тогда называли мотоциклистов) кусали локти и скупали бэушные "Планеты". Кроме того, на экспорт в Иран и во Вьетнам уходили мотоциклы "Восход" и "Минск". "Минск" одно время поставляли даже во Францию.

Вкусная валюта: какие советские продукты на Западе были нарасхват

Вкусная валюта: какие советские продукты на Западе были нарасхват

Приёмники Vega, Cosmos и Astard

Фото © ТАСС / Поляков Анатолий

Фото © ТАСС / Поляков Анатолий

В 1959 году для торговых отношений с другими странами в СССР было создано предприятие "Машприборинторг". Чтобы вести дела с такими крупными партнёрами, как Франция или Британия, пришлось создать совместные предприятия: Technical and Optical Equipment Ltd, которое продавало советскую аппаратуру под маркой "Вега" в Лондоне, и Comix Importateur, которое продавало во Франции продукцию под маркой Comix. Что же это была за продукция? Это были измерительные и оптические приборы, микроскопы, а также потребительская продукция: радиолы, радиоприёмники, телевизоры. Между прочим, приборы в СССР закупали такие известные компании, как Sony, Canon, Sumitomo и Toshiba. В 1979 году одних радиоприёмников СССР продал 1 158 825 штук.

В Великобритании коллекционеры до сих пор с гордостью демонстрируют радиолу "Симфония" (Rigonda-Symphony). Шли на экспорт магнитофоны "Весна-2" (VEGA-2), радиоприёмники "Микро" (Micro и Astrad Orion), приёмники "Космос" сарапульского завода им. Орджоникидзе, которые поставлялись под брендами Cosmos, Yura и Globus. Под брендом Surpris уходил за границу радиоприёмник радиотехнического завода в Грозном. А под брендами Astrad и Vega шёл приёмник "Рига-302".

Под названиями Аstrad Сygnus, Signal и Comix был известен в Британии радиоприёмник с будильником "Сигнал" из Каменска-Уральского. Приёмник "Сокол-403" за рубежом знали как Vega Jade, а минский "Океан" продавали под брендом Selena. Кроме того, за рубеж продавали приёмники "Меридиан", "Альпинист", "Спорт" и "Хазар". С 1970-го на экспорт под брендом "Ригонда-М" пошли телевизоры "Электроника". В США и Западную Европу уходили портативные литовские телевизоры "Шилялис" (Schilalis) — они были недорогими и довольно качественными.

Lada Niva, Lada Sputnik и Lada Samara

Фото © ТАСС / Белозеров Юрий

Фото © ТАСС / Белозеров Юрий

Ну, разумеется, самой популярной машиной на все времена за рубежом стала дешёвая, ремпригодная и не боящаяся грязи "Нива". В первый же год выпуска этого автомобиля было сделано 25 тысяч машин, но вскоре объёмы производства довели до 100 тысяч машин. Большая часть автомобилей прямо с конвейера уходила на экспорт. В 1978 году "Нива" стала лучшей в своём классе и получила золотую медаль на международной выставке машин в Брно. Общее количество проданных за рубеж автомобилей давно перевалило за полмиллиона.

Часто "Ниву" приобретали как второй автомобиль для поездок за город или для хозяйственных нужд. Кстати, с 1982 года французы стали переделывать "Ниву" в кабриолет и продавать её в качестве "пляжного" автомобиля. А в Австрии "Нива" заняла 90% парка внедорожных авто. В Бельгию, Голландию и Люксембург машина продавалась с маломощным двигателем в 59 л.с. и объёмом в 1300 куб. см. Это было связано с высоким налогом на машины большой кубатуры. Поставлялись за рубеж и другие вазовские машины, например "копейка" ВАЗ-2101, универсал ВАЗ-2102 и многие другие, вплоть до ВАЗ-2107, который ещё в 1993 году поставлялся в Монголию.

Начиная с 1984 года в другие страны стали поставлять "восьмёрки" и "девятки", которые шли под брендом Lada Sputnik или Lada Samara. Эти авто экспортировались в страны Европы и Британию. Отдельные западные мастерские переделывали их в кабриолеты и продавали в Канаду и Австралию.

У нас была великая эпоха

А ведь были ещё фотоаппараты Zenit, которые поставляли в 80 стран мира и продавали больше миллиона в год, велосипеды, которых только за 1979 год отправили за рубеж больше 906 тысяч. Были холодильники и швейные машины. Были cамолёты Ту-114, против которых США вели настоящую войну, запрещая союзникам их покупать, а однажды запретив компании "Боинг" строить самолёты совместно с КБ Яковлева. Самолёты "Антонов" поставлялись в 38 стран мира, самолёты Туполева — в 28 стран, Яковлева — в три. Всего за вторую половину XX века СССР поставил 5696 гражданских самолётов и вертолётов в 68 стран мира.

Фото © ТАСС / Брюханенко Эдгар

Фото © ТАСС / Брюханенко Эдгар

Были автомобили УАЗ, которые экспортировали в Италию, Турцию и ЮАР, были и "горбатые" "запорожцы", которые на ура раскупали в Финляндии и Скандинавии. За 1979 год в другие страны было продано 378 825 легковых автомобилей, 23 000 мотоциклов. А ведь ещё на экспорт шли паровые котлы и передвижные электростанции, электроинструменты и аккумуляторы, прокатное оборудование, буровое и нефтеналивное, краны, погрузчики, асфальтоукладчики, горнодобывающие комбайны и множество другой техники.

В XXI веке Россия продолжает возрождать былую мощь. Согласно данным портала russian-trade, в 2019 году РФ поставила на экспорт товаров на $ 422 777 млн. В том числе:

— ядерных реакторов и оборудования на $8992 млн;

— эл. машин и эл. оборудования, радио- и телеаппаратуры на $5560 млн;

— локомотивов, вагонов, трамваев и сопутствующего оборудования на $911 млн;

— автомобилей на $4682 млн;

— судов, катеров и лодок на $520 млн;

— фото- и киноаппаратуры, контрольно-измерительных и медицинских приборов на $1814 млн;

— часов на $31 млн;

— мебели и осветительного оборудования на $666 млн.

Но, разумеется, нам ещё есть куда расти.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх