Оказывается, чудес света гораздо больше, чем принято считать. И одним из них, бесспорно, являются подземные храмы Аджанты. Эти великолепные рукотворные пещеры, на строительство которых ушло целое тысячелетие, были созданы задолго до рождения Христа и своим величием явно превзошли пирамиды Хеопса…
Прекраснее пирамид
Считается, что этот беспримерный труд перекрыл даже рекорд пирамиды Хеопса. Если вытянуть в линию одни только каменные кружева резьбы, то ее длина достигнет снегов Джомолунгмы.
А фрески считаются венцом восточного искусства. У местных жителей даже существует легенда, что однажды Индра, царь богов, позволил другим богам и богиням устроить пирушку на земле. Но с одним условием — вернуться на небеса до рассвета. Как водится, веселая компания забыла обо всем и не услышала крика петуха, возвещавшего о наступлении утра. В наказание Индра оставил их всех навечно на Земле — на стенах Аджанты. Они замерли там — неподвижные, но сохранившие божественную сущность, готовые отомстить всем тем, кто осмелится осквернить их изображения.
Монахи начали осваивать эти места еще во II веке до н. э. и покинули их в XIII веке. Случилось это потому, что буддизм в Индии к тому времени утратил свои главенствующие позиции. Соответственно, приверженцев религии становилось все меньше. И когда умерли последние хранители веры, монастырь и храм опустели.
Существует, правда, и другое предание о появлении странных храмов. Если верить ему, то пещеры были здесь с незапамятных, доисторических времен, когда на территории Азии шумело
обширное внутреннее море, а посреди него находился прекрасный священный Остров. На нем жили «Сыны Божьи», передавшие людям знания о природе и мире. Но до Острова невозможно было добраться по морю.
В те далекие мифические времена в Индии существовали школы Мистерий, и верховные жрецы, посвященные этих школ, знали о подземных ходах, по которым можно было попасть на несравненный Остров. Эти тайные ходы соединяли Остров со всеми землями вокруг, и один из них вел в Аджанту, где также находилась школа Мистерий.
Как бы то ни было, долгие столетия монастырское поселение пребывало в забвении, храмы остались без всякого присмотра и постепенно разрушились. Пещеры заросли диким плющом, и тигры, обезьяны, медведи нашли в них приют и убежище. И лишь странники, случайно забредшие в джунгли, наткнувшись на древние пещеры, трусливо бежали прочь от этого места. Слишком длинный шлейф загадок и легенд тянулся за подземными храмами.
Европейцы же узнали об архитектурном чуде спустя много столетий, со слов одного английского офицера.
Что хранили джунгли?
Белый человек, считавшийся в Индии, как и корова, существом священным, мог позволить себе в «дикой стране» практически все. Однажды один англичанин, утомленный горячим солнцем и бездельем, решил развлечься охотой. Выбрав себе цель — молодого леопарда, он стал преследовать зверя. В пылу азарта сахиб случайно забрел в ущелье, буйно поросшее тропическими растениями, и замер от удивления. На него невозмутимо смотрел огромный каменный Будда. Слегка оглядевшись, англичанин обнаружил множество подземных ходов, ведущих куда- то вглубь горы. Любопытство взяло верх над благоразумием, и белый господин решил обследовать таинственное место. Его добычей стали 29 пещер, протянувшиеся на 500 метров вдоль скалистого берега подковообразного залива реки Вагхоры, неподалеку от селения Аджанта.
Вернувшись домой, офицер рассказал о каменном сокровище соотечественникам. Археолог Джеймс Фергюссон заинтересовался услышанным и решил сам посмотреть на индийское чудо. В 1843 году он представил в Королевское азиатское общество научный отчет с описанием пещер: 24 из них оказались монастырями, а 5 — храмами.
Великолепные росписи сохранились в 16 пещерах из 29. Но бесценный памятник разрушался под воздействием климата и по вине многочисленных «любителей» старины. Фергюссон забил тревогу.
После доклада ученого Восточно-Индийская компания направила в Аджанту капитана Британской армии художника Роберта Гилла — для исследования и зарисовки росписей.
Летопись эпохи
Росписи Аджанты — своеобразная энциклопедия жизни Индии V-VII веков. Большинство из них представляют собой иллюстрации к буддийским легендам. Однако наряду со строго каноническими изображениями здесь можно увидеть и множество жанровых сценок. Во многих сюжетах росписей присутствуют сцены придворной жизни: принцы проводят время в своих роскошных апартаментах, окруженные женами и прислужницами, выезжают на войну или охоту, принимают гостей. Эти изображения позволяют реконструировать городскую архитектуру Индии той поры: дворцы, дома — все то, что безвозвратно утеряно и от чего не осталось никаких вещественных образцов.
Росписи Аджанты создавались на протяжении нескольких столетий многими поколениями мастеров. Объемы работ поражают: так, например, лишь в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так выглядели все двадцать девять пещер! Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира.
Кстати, здесь есть и картины откровенно эротического содержания. Недопустимые с точки зрения европейца сюжеты служат иллюстрациями религиозных трактатов о жизни Будды. В Древней Индии признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.
Росписи в Аджанте делались по сухой, а не по сырой штукатурке. Поверхность скалы вначале покрывалась составом, содержащим клей, коровий помет, тонко измолотую рисовую солому. Поверх него накладывался тончайший слой штукатурки, которая тщательно полировалась. Возможно, поверхность стен на ночь смачивалась, судя по очень скудным следам, также тончайшим слоем штукатурки и раскрашивалась.
Состав этих красок ученые и исследователи точно установить не могут до сих пор, но краски обладают удивительным свойством: они и поныне люминесцируют в темноте, поражая посетителей свежестью фресок, их живостью и тонкостью наблюдений древних художников.
Также археологи до сих пор ломают голову над тем, как древние живописцы ухитрялись работать в полумраке пещер. Как смогли расписать их многокрасочными тончайшими рисунками? Возможно, они пользовались для этого зеркалами? Ловили солнце и посылали его во тьму, как это делали художники Египта и некоторые ученые современности, фотографируя неведомые сокровища Гималаев?
Вот эту красоту и взялся донести до европейцев Роберт Гилл. В 1844 году он начал копировать уцелевшие росписи и почти все время проводил в пещерах, даже жил там. Гилл копировал фрески на полотно, а затем прорисовывал и раскрашивал их. Этому непрерывному титаническому труду он отдал 20 лет жизни!
Боги не прощают
У индусов существует легенда о проклятии пещер Аджанты. Тень этого проклятия, казалось, коснулась и Гилла, осмелившегося нарушить покой богов. На него сыпались неприятности разных мастей: он переболел дизентерией, ломал ногу, пережил политические перевороты. Наконец, в 1866 году копии основных фресок были собраны в лондонском Хрустальном дворце для выставки. Но дворец вместе со всеми полотнами Гилла сгорел во время пожара. Эта трагедия чуть не убила и самого художника. Он пытался начать все сначала, но после пяти лет работы заболел и вскоре умер. Его похоронили рядом с пещерами.
Последовали новые попытки сделать копии фресок, однако сохранить их почти никогда не удавалось. Хорошо известна еще одна драматическая история: группа бомбейских художников четыре сезона подряд перерисовывала росписи, потом картины отправили в Лондон, теперь уже в Музей Виктории и Альберта. На этот раз огонь уничтожил только копии фресок Аджанты.
В конце 20-х годов XX века итальянские ученые опубликовали фотографии пещерных росписей. И Запад, потрясенный искусством древних мастеров, признал Аджанту «самым выдающимся художественным достижением Азии».
Свежие комментарии