На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наш потерянный мир

34 433 подписчика

Свежие комментарии

  • Наталья Павлова
    Этот генерал Джек Кин плохо знает ВСУшников. В случае получения Tomahawk первым делом они ударят либо по школе, либо ...Американский гене...
  • Михаил Пантюхин
    И что делать с этими зверями-нацистами после Победы ВС РФ? Этих подонков нужно четвертовать и вешать!!!«Это был дикий За...
  • Валентин Щербаков
    Гейропейский долбодятел Рютте даже не понимает куда он лезет со своей русофобской риторикой и агрессией против РОССИИ...Генсек НАТО заяви...

Зачем учебный Як-130 переделывают в боевой

На уходящей неделе было объявлено о начале испытаний новой версии одного из самых распространенных военных самолетов России — учебно-боевого Як-130. Чем Як-130М будет отличаться от базового варианта и почему перед нами отражение целой тенденции в современной боевой авиации? Як-130 начал разрабатываться еще на излете советской эпохи, главным образом для замены чешских учебно-боевых самолетов (УБС) L-39.

Машина создавалась в кооперации с итальянцами (у них в итоге принят на вооружение близнец под названием M-346). Кроме того, де-факто лицензионную копию Як-130 создали и в КНР по названием Hongdu L-15. Иначе говоря, платформа получилась удачной, ее оценили и за рубежом. Сейчас, по открытым данным, несколько десятков Як-130 используются Краснодарским высшим военным училищем для обучения российских военных летчиков. Кроме того, Як-130 также поставляли в Иран, Алжир, Бангладеш, Белоруссию, Вьетнам, Мьянму и Лаос. И если в России Як-130 выполняет в настоящее время целиком и полностью учебные задачи, то за рубежом как раз — в том числе боевые. Сообщалось, например, что военные Мьянмы в 2022 году применяли Як-130 против местных боевиков. О том, что машина нуждается в обновлении, также говорилось уже давно. И вот на уходящей неделе Ростех сообщил о завершении строительства первого опытного образца модернизированного самолета — Як-130. А также о том, что уже идет сборка двух аналогичных УБС. И самое интересное, что модернизация коснулась в первую очередь именно боевых (а не учебных) возможностей самолета. «Модернизация позволит вооружить Як-130М ракетами класса «воздух-воздух» и высокоточными авиационными средствами поражения класса «воздух-поверхность» со спутниковыми и лазерными системами наведения», — заявили в Ростехе.
Среди важных обновлений — установка на самолете бортовой радиолокационной станции БРЛС-130Р. Это новейшая РЛС, оснащенная антенной с АФАР (активной фазированной решеткой). Официально параметры РЛС не сообщались, но несомненно, что она позволяет обнаруживать самолеты противника на большем удалении, чем установленная на Як-130. На эту тему Летчик Су-34: За время СВО изменились самолеты, тактика и цели СВО повысила мировую популярность российского оружия У России есть стратегический резерв для отражения атак с воздуха Кроме того, оптико-лазерная теплотелевизионная система СОЛТ-130К позволит экипажу обнаруживать и распознавать наземные (надводные) цели и давать по ним целеуказание для бортового оружия. Модернизация, как заявляется, приведет к тому, что «новый самолет не только сохранит все возможности по подготовке боевых летчиков, но и обретет качества боевого самолета». Прежде всего, конечно — для иностранных заказчиков. Недаром Як-130М уже был показан на прошедшей зимой выставке Аэро Индия. «Его потенциальные заказчики — в основном страны Азии и Африки, которые уже эксплуатируют российские самолеты», — говорил тогда глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев. Но не исключено, что машиной в ее новом качестве заинтересуются и отечественные ВКС. Заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор Владимир Попов считает, что Як-130М нужен армии. «Такие самолеты могут бороться с беспилотниками — главной опасностью в современном военном конфликте, они способны уничтожать «москитную авиацию» противника», — пояснил Владимир Попов газете ВЗГЛЯД. — На Як-130М есть ракеты — ими можно сбивать БПЛА. Плюс ЯК-130М могут выбрасывать КАБы — корректируемые авиабомбы и ФАБы — фугасные авиабомбы». Ранее эксперты уже высказывали подобные предположения о возможности создания на базе платформы Як-130 массового дешевого «истребителя БПЛА». Более того, в Иране недавно испытывали поставленные в страну Як-130 для выполнения именно таких задач. Генерал обращает внимание на изменение самого характера военных действий. С массовым появлением дешевых БПЛА роль тяжелой и дорогой авиатехники — вроде «сушек» и «мигов» — снижается. «Соотношение затрат и полученного на поле боя результата — не в пользу дорогих самолетов, а война — это прежде всего экономика», — пояснил Попов. Самолеты, подобные Як-130М — простые, дешевые, на которых можно и учиться, и воевать — это требование времени. «Если раньше мы видели, что самолеты становятся все сложнее и дороже, что новейшие истребители стоят десятки миллионов долларов, то сейчас перед нами обратная тенденция: появляются легкие штурмовики — простые и относительно недорогие», — считает генерал Попов. Примеры действительно есть — правда, в последнее время заказчики предпочитают покупать даже не реактивные, а турбовинтовые машины. Они еще дешевле, в том числе в эксплуатации, а для уничтожения групп повстанцев или противопартизанской борьбы их вполне достаточно. Например, популярностью на мировом рынке пользуется бразильский легкий турбовинтовой штурмовик EMB-314 Super Tucano: буквально в начале этого года было объявлено о закупке партии этих машин ВВС Уругвая. Кстати говоря, Украина активно применяет против российских БПЛА винтовые учебные самолеты Як-52, вооруженные пулеметами. А Россия их, в свою очередь, активно уничтожает. Хотя об идее производства турбовинтовых истребителей БПЛА для ВВС России пока ничего не сообщалось.

 

Ссылка на первоисточник
наверх