Боевые ударные дроны в небе над городами стали суровой реальностью наших дней. Сообщения о массированных атаках предприятий, объектов энергетики и транспорта, да и обычных жилых домов приходят уже ежедневно. На какое расстояние могут лететь дроны? Как вести себя при их появлении? Какие способы защиты имеются и какие разрабатываются?
На эти и другие вопросы отвечают те, кто «в теме» — профессора Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА), доктора технических наук Михаил Киселев и Эдуард Болелов. Украина утверждает, что в 2026 году сможет выпустить и закупить за границей до 2,5 млн дронов, Россия — не меньше. Реально ли, на ваш взгляд, появление роя дронов из тысяч единиц, как в фантастических фильмах? Чтобы коротко ответить на этот вопрос, достаточно заглянуть в интернет и поискать видео, снятое на шоу дронов, где вы увидите, как тысячи машин формируют в небе движущиеся разноцветные фигуры. В нашей стране самый известный постановщик таких шоу — это компания «Геоскан», беспилотные воздушные суда (БВС) которой используются в ряде российских вузов, в т.ч. в МГТУ ГА для обучения студентов. Конечно, между таким шоу и атакой боевого роя есть разница. Но шоу демонстрируют наличие практической возможности управления одновременным полетом тысяч БВС, что уже может быть вполне достаточно для организации атак слабозащищенных целей. Дальнейшие технологии (автоматическое распознавание целей, выполнение согласованных маневров для захода на цель с разных направлений, одновременно или через заданные промежутки времени, навигация с использованием разных сигналов и изображений (спутниковая, по сигналам сотовой связи, по рельефу местности, магнитному полю земли и т. п.) повышают эффективность подобных атак с одной стороны, но с другой стороны увеличивают их стоимость. Отметим, что есть информация об испытаниях боевых роев в США, Китае, Турции. Но чем ближе будут такие рои к постановке на вооружение, тем меньше информации в открытом доступе о них будет. Безусловно еще и то, что наилучший катализатор таких исследований — это военные действия. Потому не ошибемся, если предположим, что именно наша страна сейчас находится в лидерах в части создания боевых роев. Но атака тысяч боевых дронов — это же жуткий кошмар, апокалипсис. Есть ли этому противодействие? В конце ХХ века была популярна концепция массированного первого удара крылатыми ракетами для уничтожения средств ПВО. В ответ на это создавались истребители-перехватчики, например, МиГ-31, которые способны обнаруживать, сопровождать и организовывать поражение множества крылатых ракет во взаимодействии с группой других истребителей, например, Су-27. Это значит, что развитие средств поражения и средств защиты всегда происходит параллельно. Создание любого нового типа оружия всегда сопровождается созданием средств защиты от них. Тот же рой, как и отдельный беспилотник, можно уничтожить физически. Сейчас, к примеру, стремительно развиваются лазерные системы поражения, поскольку лазерный «выстрел» гораздо дешевле традиционных средств поражения. Разрабатываются БВС-перехватчики таранного типа. Нарушить навигацию и управление роем способны и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Рассказывая про недавние атаки дронами наших военных аэродромов, один из руководителей украинских спецслужб упомянул про то, что беспилотники обучали с применением ИИ. В частности, ИИ показывали, как выглядят наши Ту-22 и Ту-95, демонстрируя старые аналоги, находящиеся в одном из украинских музеев. Возможно ли такое с людьми? Можно ли загрузить в мозги дрона фото конкретного человека и дать команду на уничтожение именно его? Хорошо известно, что система видеонаблюдения, реализованная в Москве, позволяет отыскать по фотографии местонахождение человека. Лицо человека используется для разблокировки телефона и проведения оплаты. Все это означает, что технических препятствий для поиска конкретного человека или конкретного типа военной техники с помощью, например, оптических средств, установленных на БВС, нет. Каковы основные виды и типы дронов, в чем задача каждого? Сегодня используются разные принципы классификации БВС. Наиболее распространенные: по способу создания подъемной силы — самолет, вертолет, мультикоптер; по типу двигателей — электрические, поршневые, реактивные, комбинированные; по назначению — разведывательные, ударные, разведывательно-ударные, грузовые; способу управления — FPV ("управление от первого лица" с помощью специальных очков, на которые передается изображение с камеры, установленной на БВС), автоматическое с привязкой к карте местности; по массе, дальности полета. Как происходит эволюция дронов за время с начала СВО? Ее мы могли наблюдать на экранах телевизоров и в интернете. В начале СВО беспилотные авиационные системы (БАС) — это, по сути, выносные пункты наблюдения, т.е. средство заглянуть за угол дома, обнаружить цель, скорректировать огонь артиллерии. Количество используемых типов можно было пересчитать по пальцам. Дальность действия — в пределах нескольких километров от линии боевого соприкосновения. По степени влияния — это вспомогательное средство тактического уровня. Применение разовое, точечное. Сегодня БАС определяют тактику боя и ход СВО в целом. Так, например, появление БВС с оптоволоконными каналами связи, по сути, определило результат некоторых сражений. Традиционные средства вооруженной борьбы (танки, бронированные автомобили, средства РЭБ) оказались малоэффективны в противостоянии с такими БВС. Сегодня отмечается массовое применение БВС как в тактической, так и стратегической глубине. Отмечены случаи использования специальных БВС для вскрытия средств ПВО противника с целью его дальнейшего поражения другими БВС. Есть информация о применении полностью автономных БВС, способных автоматически находить, идентифицировать и поражать цели, действуя в составе группы (роя) и выполняя координированно разные задачи. На какое расстояние может лететь дрон? Можно ли с территории Украины ударить им, к примеру, по Новосибирску? Непреодолимых технических трудностей в создании БВС практически с любой дальностью полета нет. Так, например, дальность полета стратегического БВС США с турбореактивным двигателем RQ-4 Global Hawk — 22 тыс. км, а дальность полета ударного Shahed-136 с поршневым двигателем — до 2 500 км. Важно понимать, что с увеличением дальности полета растут габариты БВС, а значит, повышается вероятность его обнаружения. Ударный массовый дрон должен быть недорогим и малозаметным, а значит, небольшим, т.е. с ограниченной дальностью полета. Сколько стоит каждый из видов дронов? Стоимость дронов — это коммерческая тайна. Очевидно, что чем «умнее» дрон, чем более сложные системы управления использует, чем большую нагрузку несет, тем он дороже. Но именно в цене на сегодня преимущество БВС перед ракетами. Ракеты ПВО, крылатые ракеты, запускаемые с самолетов и кораблей, баллистические ракеты кратно дороже БВС. Непреодолимых технических трудностей в создании БВС практически с любой дальностью полета нет Какую нагрузку может нести дрон? Здесь, как и в дальности полета, теоретически можно создать дрон очень большой грузоподъемности, но это будет уже дорогая и сложная машина. Повторимся, на сегодня главные конкурентные преимущества БАС — это низкая стоимость производства и эксплуатации. Есть ли дроны, которые могут эвакуировать раненых с поля боя? В мире уже созданы, сертифицированы и доступны к покупке дроны для перевозки людей. Примером такого БВС может служить китайский EHang 216, способный перевозить двух человек (220 кг) на расстояние до 30 км. Его можно использовать и для эвакуации раненых. Но это вряд ли. Проблема в росте габаритов, сопровождающем повышение грузоподъемности БВС, а значит, в повышении уязвимости такого БВС для средств поражения. Наземные робототехнические системы для эвакуации раненых выглядят более предпочтительно, чем их воздушные собратья. Какие способы защиты от дронов существуют сегодня? Лучший способ — остаться незамеченным. Здесь все средства хороши. От различных убежищ до маскировочных сетей. Можно назвать эти способы защиты инженерными. Эффективны и средства РЭБ. БВС часто оснащаются тепловизионными системами, в этом случае эффективны специальные противотепловизионные накидки или плащи, которые скрывают тепловое излучение от человека или техники. Некоторые дроны оснащены микрофонами. В этом случае, очевидно, нужно поменьше шуметь. Для каких дронов средства РЭБ бессильны? Для начала вспомним, что такое средства РЭБ и для чего они нужны. Управление БВС (передача команд и прием видеоинформации) осуществляется посредством радиосигнала, который излучается и принимается антенной. Представим, что между антенной БВС и антенной пункта управления БВС размещается еще одна антенна средства РЭБ, через которую излучается радиосигнал, мешающий прохождению радиосигнала между первыми двумя антеннами. Если радиосигнал средства РЭБ достаточно мощный, то он полностью блокирует обмен информацией между оператором и БВС. Оператор в этом случае вынужден менять частоту радиосигнала, а средство РЭБ должно это обнаружить и быстро перестроиться на новую частоту. В этой игре «оператор-БВС» — «средство РЭБ» последнее выиграет, если сможет перекрыть все имеющиеся у оператора радиочастоты, быстро перестраиваясь между ними. Возникает вопрос, а можно ли создать закрытый канал связи, против которого РЭБ не эффективен. Самый очевидный способ — это связать БВС и оператора проводом. Лучше всего использовать оптоволоконный провод т.к. он на сегодня наиболее легкий, достаточно прочный и обладает хорошей пропускной способностью (вспомните, как увеличилась скорость интернета при переходе на оптоволоконные линии). Единственный недостаток БАС на оптоволокне — дальность полета, ограниченная длинной провода. Лучший способ защититься от атаки дрона — остаться незамеченным Как отключение сотовой связи и интернета мешает дронам и каким из них? А каким это безразлично? Если открыть любое приложение типа «Карты» на смартфоне, например, «Яндекс-карты», можно увидеть свое местоположение. Для его определения используется сигнал со спутника (Глонасс или GPS), или же местоположение рассчитывается на основе координат вышек сотовой связи. На сегодня это наиболее простые, массовые, а значит, дешевые способы. К тому же сотовая связь обеспечивает еще и возможность обмена данными. Потому для массовых и недорогих БВС навигация по спутнику и сигналам сотовой связи — это один из основных способов выдерживания заданной траектории полета. Для таких БВС глушение или подмена спутникового сигнала, отключение сотовой связи — действенный способ борьбы с ними. Заметим, что на БВС могут устанавливаться и другие навигационные системы, например, инерциальные. Но они более сложные и дорогие, а значит, усложняют БВС и повышают их стоимость, снижая главные конкурентные преимущества. Какие меры в теории могли бы гарантировать 100-процентную защиту? К сожалению, стопроцентную защиту от БВС гарантировать невозможно. Тактика применения БАС постоянно совершенствуется, растет их интеллект. Однако, как показал опыт последних лет, такие меры как маскировка, накидки от тепловизора, специально выстроенные в противодроновом отношении блиндажи и убежища позволяют существенно снизить эффективность их применения. Кроме этого, наши военкоры в зоне СВО в видеосюжетах демонстрируют специальную защиту техники от удара дронов, причем уже не только собственного изготовления, но и промышленные образцы. Достаточно эффективным средством защиты остаются средства РЭБ, основная задача которых — сделать БВС неуправляемым, слепым и глухим. Отечественные разработки средств РЭБ всегда были на уровне мировых стандартов и даже выше. Высокую эффективность показали и средства обнаружения БВС или, как их еще называют, «детекторы дронов». Как простому человеку защититься или противостоять дроновым ударам? На сайте МЧС России можно найти простые и понятные советы. Если кратко, то необходимо учесть, где вы находитесь в момент атаки дрона. Если вне здания, на улице, то надо найти безопасное укрытие, лучше всего подойдут капитальные строения, подвалы, подземные переходы. Заряда, который несет дрон, как правило, не достаточно для их разрушения. В крайнем случае можно просто спрятаться под деревом или в кустарнике. Если вы находитесь в автомобиле — как можно быстрее покидайте его. Если в квартире или в частном доме — спускайтесь на нижние этажи или в подвал. Лифтом пользоваться нельзя. На дачах многие сегодня оставляют на ночь включенные фонарики и гирлянды. Это, конечно, красиво, но создает опасность со стороны дронов. Вспомните опыт Великой Отечественной и требование обязательной светомаскировки в ночное время. Об экспертах «РГ»: Оба наших собеседника — бывшие военные, сотрудники федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА): доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Аэродинамика, конструкция и прочность летательных аппаратов» Киселев Михаил Анатольевич;доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования воздушного транспорта» Болелов Эдуард Анатольевич.
Свежие комментарии