Он родился на Соловках. На моряка-подводника (по примеру отца) учился в Севастополе. А большую часть жизни провел на Севере — в местах базирования атомных подводных лодок и там, где их строили и продолжают строить — в Северодвинске. Там и закончил земной путь капитан I ранга Валерий Владимирович Кисеев.
Чтобы проститься с ним, 25 июня в северодвинский Дом офицеров шли друзья-подводники, корабелы, студенты и преподаватели Севмашвтуза. Так, еще по старинке, называют северодвинский филиал САФУ, где много лет, уже в запасе, каперанг Кисеев готовил кадры для Севмаша, «Звездочки» и для ВМФ, густо замешивая инженерные и морские науки с суконной правдой жизни и законами выживания — в прочном корпусе АПЛ, в море и на берегу. После Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища лейтенант Валера Кисеев получил назначение на Север. Первая должность — командир группы управления реактором на атомной подводной лодке К-128 проекта 675. Такие субмарины несли на борту крылатые ракеты, предназначенные для борьбы с авианосцами. Следующая ступень его профессионального роста — командир дивизиона движения на К-325 проекта 667Б — это атомные субмарины с баллистическими ракетами. А затем уже ракетоносцы уникального проекта 941 «Акула» — Кисеев был назначен командиром электромеханической боевой части (БЧ-5) на головной корабль этой серии — ТК-208. И стал первым в истории ВМФ механиком на подводной лодке, получившим в этой должности звание капитана I ранга. А за ввод головного корабля в боевой состав флота — орден Красного Знамени… Как это было и кто те отважные люди, что на стальных «Акулах» уходили под лед и проламывали его на Северном полюсе, а потом на четыре месяца отправлялись в автономку, несли подо льдом боевое дежурство, устраняли неизбежные поломки и технические отказы, тушили возгорания и возвращались невредимыми домой, — мы стали узнавать совсем недавно. И Валерий Кисеев не был первым, кто начал об этом рассказывать. Но когда случалось, делал это без пафоса, лаконично и убедительно. В чем и я имел возможность убедиться, оказавшись однажды в его северодвинской квартире. За время, что прошло со дня записи этого видео, много случилось событий, которые мы воспринимали одинаково остро, хотя и были на большом расстоянии друг от друга. И, конечно, делились новостями о продлении эксплуатации крейсера ТК-208, что последние двадцать лет нес службу под именем собственным «Дмитрий Донской». Валерия Кисеева не стало 21 июня. А весной, в День моряка-подводника, «Российская газета» успела порадовать его и всех, кто связан с флотом, надеждой-новостью о том, что «Дмитрий Донской» не будет оправлен на утилизацию, а станет филиалом Центрального Военно-Морского музея.
Свежие комментарии