Самой быстроразвивающейся отрасли не хватает заказчиков. Разработка, производство беспилотных авиасистем (БАС), обучение внешних пилотов показывают неплохие результаты, в том числе благодаря действующему нацпроекту. Настало время обратить внимание на заказчиков, считают эксперты. Людей надо просвещать, а компании — стимулировать, например, субсидируя разницу стоимости услуг, оказанных традиционным способом и с применением дронов.
Беспилотники уже очень хорошо себя проявили в мониторинге и сельском хозяйстве. По словам гендиректора компании «БАС» Алексея Варятченко, всего можно разработать больше 100 сценариев их применения. Сейчас компания оказывает услуги в 44 регионах, флот беспилотников составляет около 300 единиц. Самым перспективным сценарием на сегодняшний день, по его мнению, является сельское хозяйство. И в регионах именно к агродронам проявляют наибольший интерес. По беспилотному мониторингу самые востребованные объекты — лесное хозяйство и инфраструктура нефтегазовых компаний. Огромные перспективы имеет и мониторинг строительства. Дрон способен осуществлять контроль за масштабной стройкой в несколько гектаров: может следить, сколько рабочих и единиц техники вышло на стройку, сколько машин с материалами доставлено. При этом Варятченко отметил, что по итогам прошлого года в компании гражданский заказ был реализован только в части поставки дронов. «Никакие услуги заказаны не были из-за сложной экономической обстановки. Ряд коммерческих контрактов отменился. Госструктуры сейчас масштабно услуги не закупают», — отметил он. Первый замгендиректора компании «Аэромакс» Антон Никифоров подтвердил — заказчиков нет. «Построено 100 тысяч беспилотников. Это хорошо. Другой вопрос, а кому они нужны? В прошлом году через льготный лизинг было много беспилотников закуплено, а сейчас эти беспилотники просто стоят. Организации, которые их купили, по-прежнему заказывают услуги у авиакомпаний с пилотируемыми воздушными судами, потому что бюджет на эксплуатацию беспилотников заложен не был», — отметил он. По— прежнему актуален вопрос с лесничествами, которые для использования дронов должны стать эксплуатантами БАС. «Заинтересованность заказчика не возникает из ниоткуда, приходится просвещать, зачем им нужны беспилотники», — отметил Никифоров. Он предложил обратить внимание на самого заказчика, и меры господдержки акцентировать именно на него — субсидировать разницу стоимости услуг, оказанных традиционным способом и с применением беспилотных авиасистем. Без стимулирования спроса буксуют и другие меры поддержки, указал он. Представитель системного заказчика логистических услуг из нефтегазовой сферы Айдар Ахматдинов отметил, что аэрологистика — это «пока дорого, сложно и рискованно». И он согласен, что заказчика нужно поддерживать. «Нужна мотивация, чтобы убрать его сомнения. И практическими полетами, продемонстрировав заказчикам решение его проблем, можно развить этот рынок. То есть показать заказчикам, что это действительно необходимо», — сказал он в ходе дискуссии, развернувшейся на площадке Международной выставки вертолетной индустрии и БАС HeliRussia-2025.
Свежие комментарии