На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наш потерянный мир

34 198 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Кашапов
    Ну и что с того?В МИД РФ заявили ...
  • Надежда
    Как раздолбал наш Петр1 шведов под Полтавой в 1709 году, так эти бедолаги и не научились воевать даже через 3 столети...На учениях НАТО в...
  • Андрей Тихонов
    Эти придурки без парашютов сиганули из самолёта?На учениях НАТО в...

Как средневековые индийские мастера наносили гравировку на алмаз «Шах»



В «Алмазном фонде» внимание привлекает камень необычного вида – трехсантиметровый чуть желтоватый отшлифованный алмаз, с нанесенными на нем линиями и знаками.
Это знаменитый алмаз «Шах», преподнесенный персидской делегацией Николаю I. Удивительно, что гравировки на нем, некоторым из которых более полутысячи лет, нанесены способом, который только недавно промышленно освоили в алмазообработке.
Точное место находки крупного и очень чистого алмаза вызывает сомнения, но по первым отметкам на камне удается датировать его появление в шахском дворе Центральной Индии – это примерно середина 15 века.
Сам алмаз не огранен, а лишь отшлифован – в Европе гранить алмазы научились как раз в 15-м веке, на Востоке еще позже. Всего на алмазе три отдельные надписи на фарси, которые последовательно вырезали в 16 и 17 веках новые владельцы, которым везло захватить уникальный кристалл в числе прочих ценностей.
И еще вокруг всего камня процарапана борозда глубиной в половину миллиметра – за нее камень был подвешен к трону одного из шахов шелковым шнуром.
Надписи, нанесенные на алмаз "Шах" - имена трех шахов-владельцев камня и годы нанесения гравировки, по мусульманскому летоисчислению
Надписи, нанесенные на алмаз "Шах" - имена трех шахов-владельцев камня и годы нанесения гравировки, по мусульманскому летоисчислению
Метод нанесения отметок на самый твердый в мире камень всегда вызывал споры. Ведь поцарапать алмаз можно только одним способом – другим алмазом, но ровность борозды и сложный округлый узор надписей исключал такой грубый способ.
Известно, что в Индии еще в начале нашей эры умели шлифовать алмазы способом, который практически в малоизмененном виде дошел до наших времен. Мастера делали мельчайшую алмазную крошку, смешивали ее с густым маслом и наносили на медную полосу. Этой полосой и шлифовали камни, постоянно обновляя алмазный абразив.
Фатх-Али-Шах - один из владельцев алмаза
Фатх-Али-Шах - один из владельцев алмаза
Точно таким же способом и нанесли борозду для подвешивания камень над троном – только вместо шлифовальных инструментов использовали проволоку, с осажденной на нее маслом алмазной пылью, или иглу, на острие которой была все та же постоянно обновляемая алмазная крошка.
Древний индийский мастер много месяцев подряд водил такой иглой или проволокой по камню, пока борозда не стала достаточно глубокой.
Предполагают, что и самая первая надпись была сделана такой же иглой. Но две более поздних отличаются, и технологию их нанесения сложно назвать иначе чем высокотехнологичной.
Дело в том, что у алмаза есть любопытное свойство – при высоких температурах он становится химически активным по отношению к обычному железу. Сильно нагретое железо, прислоненное к камню, начинает растворять в себе углерод, буквально «съедая» алмаз.
На этом свойстве основана современнейшая технология распила и гравировки алмазов, причем эта реакция совсем не быстрая – нагретая до тысячи градусов стальная проволока, прислоненная к алмазу, растворяет углерод и погружается в камень со скоростью всего в треть миллиметра в час.
Откуда у индийцев появилось наблюдение о взаимодействии нагретого железа и алмаза, в ходе каких экспериментов – остается только догадываться. Но факт – две гравировки на «Шах» так и нанесли, а в наше время этот способ в ходе многочисленных экспериментов заново «открыли» лишь в 1980-х.
Этот способ сейчас называют термохимическим. А вот как его делали в Индии сотни лет назад.

Железные отливки в форме изящных надписей прикреплялись к камню и вместе долго нагревались в кузнечном горне. Скорее всего, для достижения нужной глубины отпечатка процедуру повторяли многократно – когда алмаз был готов, сложность и красота полученных гравировок, конечно, поражали воображение.
Интересно, что имя «Шах» знаменитый алмаз получил уже после революции, в царское время его называли по имени дарителя, персидского принца Хосрев-Мирзы. И, вопреки красивой легенде, алмаз не был отдан в откуп за погибшего российского посла, Александра Грибоедова.
Его преподнесли в числе прочих даров в счет контрибуции за проигранную Персией войну с Россией в 1820-х годах. Российский император не брал алмаз за пролитую кровь Грибоедова, упреки Николаю I в этом плане несправедливы.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх