Эксперт Крючков сравнил российские и американские ремонтно-эвакуационные машиныКакой бы передовой не была бронетехника, преимущество получит та сторона конфликта, которая лучше наладит эвакуацию и ремонт поврежденных боевых машин. Это — аксиома, из которой напрашивается простейший технический вывод: надо иметь под рукой эвакуатор, способный утащить с передовой самый тяжелый из стоящих на вооружении танков.
Сопоставимый с ним по массе, энерговооруженности, ходовым качествам и, желательно, еще и унифицированный по ряду узлов. Даже гуманитарию понятно — оптимальной базой для такой машины должно стать шасси того самого тяжелого танка. Слишком очевидно? Увы, не для всех. Эвакуатор из 1950-х годов Основными танками американского производства сейчас являются многочисленные модификации Абрамса. В зону СВО попало несколько десятков машин версии M1A1. Масса танка — не менее 62-63 тонн (без мангалов и прочей самопальной защиты). Причем более свежие модификации М1А2, не участвующие в конфликте. Они еще тяжелее — под 70 тонн. А теперь внимание — бронированная ремонтно-эвакуационная машина М1 ARV на шасси Абрамс не пошла дальше прототипа. Основным спасателем американского производства является М88 на базе дремучего танка М-60 конца 1950-х годов. Справедливости ради отметим, что версия M88 с карбюраторным бензиновым двигателем ушла в прошлое, а наиболее распространенной сейчас является модификация М88A1 с дизельным двигателем мощностью 750 л.с. (против 1500 л.с. у танка Абрамс). Характеристики следующие: масса эвакуатора составляет порядка 50 тонн, максимальная скорость — 42 км/ч, запас хода — 450 км, экипаж — 4 человека. Оснащение М88A1: бульдозерный отвал, лебедка с тяговым усилием 40 тонн, кран грузоподъемностью 23 тонны, вспомогательная лебедка, инструмент, специальное оборудование. Вооружение М88A1: 12,7-мм зенитный пулемет Браунинг или пулемет 7,62 мм, мортирки для отстрела дымовых гранат. Именно такая ремонтно-эвакуационная машина есть в числе трофеев, добытых нашими бойцами на поле боя. Главный недостаток M88A1 — она не способна в одиночку буксировать тяжелый Абрамс. Для эвакуации подбитого или неисправного танка требуются две ремонтно-эвакуационных машины M88A1. Очевидную нестыковку пары «танк-эвакуатор», конечно, пытались устранить. Нет, не развертыванием массового выпуска М1 ARV, а дальнейшей модернизацией М88. Так на свет появилось чудовище, способное в одиночку тянуть Абрамс. Обозначение модификации M88A2 HERCULES. Где буквы — не имя античного героя, а витиеватая аббревиатура, означающая способность машины эвакуировать тяжелую технику. M88A2 HERCULES получил: усиленное бронирование, дизель мощностью 1050 л.с., удлиненный кран грузоподъемностью 32 тонны, лебедку с тяговым усилием 63,5 тонны и 85-метровым тросом, экипаж — 7 человек. Масса эвакуатора возросла до 63,5 тонн. Ходовые характеристики потяжелевшей машины остались на прежнем уровне: максимальная скорость составляет 42-48 км/ч, а запас хода — 483 км. Но M88A2 HERCULES пригоден не для всех Абрамсов. Современные версии М1А2 массой под 70 тонн заставили продолжить бег по граблям и спроектировать M88A3 массой 70 тонн с доработанной семикатковой ходовой, а также с 1350-сильным двигателем. При этом существенной прибавки в скорости и запасе хода не получили. Зато кран поднимает 36 тонн, а буксировать можно танк массой до 72,5 тонны. Российский подход к армейскому эвакуатору На фоне мучений наших заокеанских «партнеров» традиция строить бронированные ремонтно-эвакуационные машины на шасси стоящих на вооружении танков и БМП является вполне логичной. Большое распространение получили БРЭМ-1 на базе основного танка Т-72, оснащенные дизельным двигателем мощностью 840 л.с. Характеристики следующие: масса «единички» — 41 тонна, максимальная скорость — 60 км/ч, запас хода — 700 км, экипаж — 3 человека. Оснащение БРЭМ-1: бульдозер-сошник с гидроприводом, лебедка с тяговым усилием 25 тонн, кран грузоподъемностью 12 тонн, грузовая платформа, штанги с внутренней амортизацией для буксировки объектов массой до 50 тонн, домкраты, электросварочное оборудование, инструмент. По мере развития семейств танков Т-72, Т-80 и Т-90 увеличивалась и их масса. Это потребовало модернизации машины эвакуации. Более современная версия БРЭМ-1М построена на шасси Т-90. Мощность дизельного двигателя возросла до 1000 л.с., а собственная масса эвакуатора достигла 45 тонн (с контейнерами ЗИП на грузовой платформе). Тяговое усилие лебедки теперь составляет 35 тонн (140 тонн с применением полиспастов), а кран способен поднять груз до 20 тонн без дооборудования и 26 тонн с дооборудованием. Таким краном можно не только извлекать двигатель из моторно-трансмиссионного отделения, но и поднимать комплектные башни всех отечественных танков. Для самообороны БРЭМ-1М оснащена крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом Корд с боекомплектом 350 патронов. Машина получила новые гусеницы, на которые можно монтировать резиновые вставки для езды по асфальтированным дорогам. Опыт СВО потребовал и усиления защиты. На БРЭМ-1М теперь появились противокумулятивные и противодроновые сетки, «мангалы», бортовые экраны и блоки динамической защиты, а также средства радиоэлектронной борьбы. Выводы Как видим, в гонке показателей лебедок и кранов, абсолютные цифры наших БРЭМ (без учета полиспастов) меньше, чем у американцев. Но ведь наши основные танки и их узлы значительно легче. Что касается скорости, запаса хода, проходимости, унификации со стоящими на вооружении машинами, то тут отечественные БРЭМ далеко впереди. Новый турецкий танк против Т-90М Прорыв — кто победит: эксперт Крючков сравнил основной боевой танк России с турецкой новинкой.
Свежие комментарии