Захириддин Мухаммад Бабур — уникальная личность в мировой истории и культуре. В этом удивительном человеке самым невероятным образом сочетались таланты государственного деятеля, основавшего огромное и сильное государство, бесстрашного полководца, покровителя искусств и серьезного ученого. Почти вся его жизнь прошла в военных походах и лишениях, но он не превратился в жестокого завоевателя, а, кроме всего прочего, прославился и даром… лирического поэта.
Захир ад-Дин(Захириддин), получивший впоследствии имя Бабур, первый сын в семье правителя Ферганы Омара-шейха Мирзы, родился 14 февраля 1483 года. Случилось это в Андижане, в благодатной Ферганской долине. По отцовской линии мальчик происходил от Тимура, а его мать, Кутлуг Нигорханым, дочь ташкентского правителя Юнусхана, была потомственной чингизидкой. Молодого принца обучали во дворце придворные ученые и советники. Но беззаботное детство продлилось недолго: в 1494 году отец умер и одиннадцатилетнего мальчика провозгласили повелителем Ферганы. Почти сразу же ее охватила междоусобная война за передел созданного Тимуром государства.
Юный правитель и полководец
Несмотря на столь юный возраст, молодой правитель успешно вел придворную борьбу с многочисленными родственниками и другими представителями знати, предъявившими свои права на власть. Однако попытки создать на территории Мавераннахра (междуречья Амударьи и Сырдарьи) единое централизованное государство не увенчались успехом: Фергана была разделена между Захирад-Дином, прозванным по-монгольски «Бабур» («Тигр»), и его братом Дхахангиром Мирзой. Бабуру удалось присоединить Кашгар, Кундуз и Кандагар и установить свою столицу в Самарканде.
Но нестабильностью в Фергане умело воспользовался предводитель кочевых узбекских племен Мухаммед Шейбани-хан. В 1504 году он захватил Самарканд и Андижан, а затем и Ташкент, вынудив Бабура покинуть родину и обосноваться в Кабуле и Бадахшане. Так, в возрасте двадцати одного года Бабур стал изгнанником и всю свою жизнь не забывал об этом. Укрепившись в Кабуле, он неоднократно пытался вернуть среднеазиатские владения, но каждый раз терпел поражение. Неудачи привели его к выводу, что, только завоевав Индию, можно создать могучее государство.
Борьба за Индию
С 1518 года Бабур приступил к выполнению намеченного плана. Дважды он совершил походы в Пенджаб, заручившись поддержкой местного наместника Даулат- хана. Последний с помощью правителя Кабула надеялся захватить престол в Дели. Но Бабур разрушил эти иллюзии, заняв Лахор и возглавив в 1524 году новый поход 12-тысячного войска. Даулат-хан выступил против него, но был наголову разбит. Решающая битва с 40-тысячной армией султана Дели Ибрахима Лоди состоялась в апреле 1526 года на равнине Панипата (на пути к Дели). Хорошо обученное войско Бабура умело применило монгольскую тактику охвата конницей флангов противника. Кроме этого, завоеватели имели подавляющее превосходство в артиллерии, которую сумели спрятать за связанными ремнями повозками. В итоге конница и впервые примененная в Индии артиллерия предопределили победу Бабура; дорога на Дели была открыта. «Великий Господь, — вспоминал позднее завоеватель, — сделал легким для нас это трудное дело… В этой битве было убито 40-50 тысяч человек».
Однако вскоре на его пути встал правитель Мевара раджа Санграм Сингх, собравший многотысячное войско из конных отрядов раджпутских князей. Битва с ним состоялась в марте 1527 при Кхануа. И вновь перевес в артиллерии сыграл решающую роль для победы Бабура. Но относительно стабильной политическая ситуация в Индии стала лишь после третьего сражения при Гогре, которое произошло б мая 1529 года и завершилось крупным поражением афганских и бенгальских феодалов. Эта битва была последней победой, которая сделала Бабура хозяином Северной Индии и части современного Афганистана. Заняв Дели, Агру и почти всю долину Ганга вплоть до Бенгалии, Бабур объявил себя императором (падишахом) и провозгласил создание нового государства, которое вошло в историю мировой цивилизации под именем «Империя Великих Моголов
Просвещенный правитель
Часть афганских отрядов армии Бабура возвратились домой, нагруженные богатой добычей. Воины, которые остались в Индии, получили наделы земли в служебное пожалование. Позже об этом Бабур написал:
«Вам, воины мои, вам,
кто горяч и смел. Победу и любовь бог
да пошлет в удел. Народ моей земли узнал
отвагу вашу, И благодарность я принес
вам, как умел.»
Новые землевладельцы нанимали себе в качестве управляющих индусов, которые хорошо знали обычаи своей страны. Это приветствовал и сам Бабур, прекрасно понимая непрочность своего положения в завоеванной стране с самобытной культурой. Поэтому он старался лучше узнать местные обычаи и специфику. Новый правитель интересовался историей и культурой Средней Азии, Афганистана и Индии. Вокруг своего двора в Агре он собрал многих выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов и ученых. Он и сам был ученым, талантливым писателем и замечательным лирическим поэтом. Поэтическому искусству он учился у своего современника Навои, но сумел привнести в лирику своеобразную легкость и искренность чувств. Всемирную славу принесла ему и уникальная автобиографическая книга «Бабур-наме» («Записки Бабура»), отражавшая сведения об истории и жизни народов, экономике, природе и географии империи на рубеже XV и XVI веков. Это произведение свидетельствует об авторе как об одаренном и умном человеке с большим кругозором.
Несмотря на очень краткое правление в Индии (1526-1530 гг.), Бабур сумел реформировать земельно- водные отношения и налоговую систему. По его приказу благоустраивались мечети, строились бани, библиотеки и караван-сараи, закладывались сады и парки с декоративными растениями. Например, в местных садах он впервые стал выращивать среднеазиатские дыни и виноград (в Индии до сих пор славится виноград под названием «самаркандский»).
Бабур целенаправленно укреплял торгово-экономические связи со Средней Азией, Афганистаном и Ираном. С этой целью он даже издал специальный фирман (указ) о благоустройстве караван-сараев, постройке колодцев на торговых путях, заготовке фуража и съестных припасов для путников. В сферу его внимания попала даже далекая Россия.
Из Никоновской летописи известно, что в 1532 году в Москву с грамотой Бабура прибыло посольство с предложением «быть в дружбе и братстве». Известно также, что в период царствования Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых (1613-1645 гг.), по Волге в Россию отправились индийские купцы, а в Астрахани появились индийские колонии. Свой след в двусторонних отношениях оставила и русская торговая экспедиция во главе с купцом Семеном Маленьким в 1695 году. Русские дошли до Дели и получили возможность свободно торговать в Индии привезенными товарами. На обратном пути Семен Маленький умер, но великолепный по оформлению фирман и часть закупленных в Индии товаров были доставлены в Москву. В настоящее время подлинник фирмана хранится в Центральном архиве МИД России в Москве.
Бабур испытывал чувство безмерной любви к своей родине, Средней Азии, и Афганистану, который стал для него второй родиной. Он всегда жил надеждой вернуться домой:
«Землею индийскою этой обласкан я щедро, Но что мне с того, если в сердце — печаль и тревога?!» - писал он в конце жизни. Однако Бабуру так и не удалось осуществить свою мечту. Он умер 26 декабря 1530 г. в Агре. О последних месяцах жизни отца оставила воспоминания дочь Бабура, Гульбадан-бегум. Согласно ее романтической версии Бабур, спасая тяжело заболевшего сына Хумаюна, совершил обряд у ложа больного, говоря, что берет на себя его болезнь. Вскоре Хумаюн стал поправляться, а Бабур, заболев, слег и через три месяца скончался. Впоследствии его останки согласно завещанию были перевезены в Кабул и захоронены в загородном саду Баги-Бабур («Сад Бабура»). Трон унаследовал его сын Хумаюн. Потомки Бабура, Великие Моголы, правили в Индии до середины XIX века, но других поэтов среди них так и не оказалось.
Свежие комментарии