На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наш потерянный мир

34 198 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия
    Молодцы наши военные, преклоняюсь перед ними! А кому мало, то пусть сам поедет туда и сделает больше.Российский «Искан...
  • Misha Glusch
    утилизировать этих инструхторов прямо на границе в свиновозах или в мореPolitico: НАТО ра...
  • N N
    А сами вейпы будут запрещены?«Ъ»: в России мог...

Бабур: поэт на троне

Захириддин Мухаммад Бабур — уникальная лич­ность в мировой истории и культуре. В этом уди­вительном человеке самым невероятным образом сочетались таланты государственного деятеля, основавшего огромное и сильное государство, бесстрашного полководца, покровителя искусств и серьезного ученого. Почти вся его жизнь прошла в военных походах и лишениях, но он не превратил­ся в жестокого завоевателя, а, кроме всего проче­го, прославился и даром… лирического поэта.

Захир ад-Дин(Захириддин), получивший впослед­ствии имя Бабур, первый сын в семье правителя Ферганы Омара-шейха Мирзы, ро­дился 14 февраля 1483 года. Случилось это в Андижане, в благодатной Ферганской долине. По отцовской линии мальчик происходил от Тимура, а его мать, Кутлуг Нигорханым, дочь ташкентского правителя Юнусхана, была потомственной чингизидкой. Молодого принца обучали во дворце придворные ученые и советники. Но беззаботное детство продлилось недолго: в 1494 году отец умер и одиннадцатилетнего мальчика провозгласили повелителем Ферганы. Почти сразу же ее охватила междоусобная во­йна за передел созданного Тимуром государства.

Юный правитель и полководец 

Несмотря на столь юный возраст, молодой правитель успешно вел придворную борьбу с многочисленными родственниками и други­ми представителями знати, предъявившими свои права на власть. Однако попытки создать на территории Мавераннахра (междуречья Амударьи и Сырдарьи) единое централизованное государ­ство не увенчались успехом: Фергана была разделена между Захирад-Дином, про­званным по-монгольски «Ба­бур» («Тигр»), и его братом Дхахангиром Мирзой. Бабуру удалось присоединить Каш­гар, Кундуз и Кандагар и установить свою столицу в Самар­канде.

Но нестабильностью в Фергане умело воспользо­вался предводитель кочевых узбекских племен Мухаммед Шейбани-хан. В 1504 году он захватил Самарканд и Анди­жан, а затем и Ташкент, выну­див Бабура покинуть родину и обосноваться в Кабуле и Бадахшане. Так, в возрасте двадцати одного года Бабур стал изгнанником и всю свою жизнь не забывал об этом. Укрепившись в Кабуле, он не­однократно пытался вернуть среднеазиатские владения, но каждый раз терпел пора­жение. Неудачи привели его к выводу, что, только завоевав Индию, можно создать могу­чее государство.

Борьба за Индию

С 1518 года Бабур при­ступил к выполнению наме­ченного плана. Дважды он совершил походы в Пенджаб, заручившись поддержкой местного наместника Даулат- хана. Последний с помощью правителя Кабула надеялся захватить престол в Дели. Но Бабур разрушил эти иллюзии, заняв Лахор и возглавив в 1524 году новый поход 12-тысячного войска. Даулат-хан выступил против него, но был наголову разбит. Решающая битва с 40-тысячной армией султана Дели Ибрахима Лоди состоялась в апреле 1526 года на равнине Панипата (на пути к Дели). Хорошо обу­ченное войско Бабура уме­ло применило монгольскую тактику охвата конницей флангов противника. Кроме этого, завоеватели имели по­давляющее превосходство в артиллерии, которую суме­ли спрятать за связанными ремнями повозками. В итоге конница и впервые приме­ненная в Индии артиллерия предопределили победу Ба­бура; дорога на Дели была открыта. «Великий Господь, — вспоминал позднее завоева­тель, — сделал легким для нас это трудное дело… В этой битве было убито 40-50 тысяч человек».

Однако вскоре на его пути встал правитель Мевара рад­жа Санграм Сингх, собравший многотысячное войско из конных отрядов раджпутских князей. Битва с ним состоялась в марте 1527 при Кхануа. И вновь перевес в артиллерии сыграл решающую роль для победы Бабура. Но относительно стабиль­ной политическая ситуа­ция в Индии стала лишь после третьего сражения при Гогре, которое про­изошло б мая 1529 года и завершилось крупным поражением афганских и бенгальских феодалов. Эта битва была послед­ней победой, которая сделала Бабура хозяи­ном Северной Индии и части современного Аф­ганистана. Заняв Дели, Агру и почти всю долину Ганга вплоть до Бенгалии, Бабур объявил себя императором (падиша­хом) и провозгласил создание нового госу­дарства, которое вошло в историю мировой ци­вилизации под именем «Империя Великих Моголов

Просвещенный правитель

Часть афганских отрядов армии Бабура возвратились домой, нагруженные богатой добычей. Воины, которые остались в Индии, получили наделы земли в служебное пожалование. Позже об этом Бабур написал:

«Вам, воины мои, вам,

кто горяч и смел. Победу и любовь бог

да пошлет в удел. Народ моей земли узнал

отвагу вашу, И благодарность я принес

вам, как умел.»

Новые землевладельцы нанимали себе в качестве управляющих индусов, кото­рые хорошо знали обычаи своей страны. Это привет­ствовал и сам Бабур, прекрас­но понимая непрочность сво­его положения в завоеванной стране с самобытной куль­турой. Поэтому он старался лучше узнать местные обычаи и специфику. Новый прави­тель интересовался историей и культурой Средней Азии, Афганистана и Индии. Вокруг своего двора в Агре он со­брал многих выдающихся пи­сателей, поэтов, художников, музыкантов и ученых. Он и сам был ученым, талантливым писателем и замечательным лирическим поэтом. Поэтиче­скому искусству он учился у своего современника Навои, но сумел привнести в лири­ку своеобразную легкость и искренность чувств. Всемир­ную славу принесла ему и уникальная автобиографиче­ская книга «Бабур-наме» («За­писки Бабура»), отражавшая сведения об истории и жизни народов, экономике, приро­де и географии империи на рубеже XV и XVI веков. Это произведение свидетельству­ет об авторе как об одарен­ном и умном человеке с боль­шим кругозором.

Несмотря на очень кра­ткое правление в Индии (1526-1530 гг.), Бабур сумел реформировать земельно- водные отношения и налого­вую систему. По его приказу благоустраивались мечети, строились бани, библиотеки и караван-сараи, заклады­вались сады и парки с деко­ративными растениями. На­пример, в местных садах он впервые стал выращивать среднеазиатские дыни и ви­ноград (в Индии до сих пор славится виноград под назва­нием «самаркандский»).

Бабур целенаправ­ленно укреплял торго­во-экономические связи со Средней Азией, Афганистаном и Ираном. С этой целью он даже издал специальный фирман (указ) о благоустройстве караван-са­раев, постройке колод­цев на торговых путях, заготовке фуража и съестных припасов для путников. В сферу его внимания попала даже далекая Россия.

Из Никоновской лето­писи известно, что в 1532 году в Москву с грамотой Бабура прибыло посоль­ство с предложением «быть в дружбе и брат­стве». Известно также, что в период царствова­ния Михаила Федорови­ча, первого представите­ля династии Романовых (1613-1645 гг.), по Волге в Россию отправились индийские купцы, а в Астрахани появились ин­дийские колонии. Свой след в двусторонних отношениях оставила и рус­ская торговая экспедиция во главе с купцом Семеном Ма­леньким в 1695 году. Русские дошли до Дели и получили возможность свободно торго­вать в Индии привезенными товарами. На обратном пути Семен Маленький умер, но великолепный по оформле­нию фирман и часть закуплен­ных в Индии товаров были доставлены в Москву. В насто­ящее время подлинник фир­мана хранится в Центральном архиве МИД России в Москве.

Бабур испытывал чувство безмерной любви к своей родине, Средней Азии, и Аф­ганистану, который стал для него второй родиной. Он всег­да жил надеждой вернуться домой:

«Землею индийскою этой обласкан я щедро, Но что мне с того, если в сердце — печаль и тревога?!» - писал он в конце жиз­ни. Однако Бабуру так и не удалось осуществить свою мечту. Он умер 26 декабря 1530 г. в Агре. О последних месяцах жизни отца оставила воспоминания дочь Бабура, Гульбадан-бегум. Согласно ее романтической версии Бабур, спасая тяжело заболевшего сына Хумаюна, совершил об­ряд у ложа больного, говоря, что берет на себя его болезнь. Вскоре Хумаюн стал поправ­ляться, а Бабур, заболев, слег и через три месяца скончался. Впоследствии его останки со­гласно завещанию были пере­везены в Кабул и захоронены в загородном саду Баги-Бабур («Сад Бабура»). Трон унаследо­вал его сын Хумаюн. Потомки Бабура, Великие Моголы, пра­вили в Индии до середины XIX века, но других поэтов среди них так и не оказалось.



Источник Информации

Картина дня

наверх