На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наш потерянный мир

34 199 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Попов
    ШТАТОЖОПЕ давно по фиг на ОБОРОНКУ, ГЛАВНОЕ пилить БАБЛО.Американец посмот...
  • Дмитрий Боев
    Бедные ребятишки! Да будут они здоровы. Раздолбай, особенно за рулём, порой приносит не меньший вред, чем явный враг.Грузовик с мороже...
  • Стас Гулинов
    Прямо или косвенно, огнём или санкциями, своими сапогами или сапогами своих вассалов, американцы потоптались практиче...Американец посмот...

Древности Тихоокеанского региона. Часть. 6. Колонны и арки

Культовые головные уборы имеют свои  истории, уходящие в глубокую древность, и понять их истинный смысл - дело нелёгкое. Все они - потомки  того или иного прототипа. Например, тиару, которую носят Римские папы, носили служители культа на Ближнем Востоке, и она повторяет форму головы рыбы, что прямо относит папу к божественному Оаннесу. Так можно проследить историю многих головных уборов.  Но нас сейчас интересует лишь то, что связано с древними памятниками Тихого океана. И головные уборы мы оставим пока в стороне.  В этой связи обсудим сооружения на Марианских островах Гуам, Тиниан и Рота, в западной части Тихого океана. Это так называемые "каменные бокалы", состоящие из вертикальной опоры и полусферы, водружённой на вершину опоры:

 

(о.Гуам)

 

(о.Тиниан)

 Учёные предполагают,  что на этих колоннах и полусферах строились соломенные дома островитян, причём не в доисторическую эпоху, а начиная "примерно с 850г н.э." - в эпоху, не отличающуюся  никакими иными культурными достижениями. Вот так должен был выглядеть этот процесс :

 

 

 Версия эта основана на местной, тинианской легенде о некоем вожде по имени Тага, который построил себе дом, лично устанавливая камни "латте" (так называют "бокалы" на острове), а также деревню для жителей. Согласно легенде, сам он был родом с Гуама, но сбежал оттуда, узнав что родной отец собирается его убить. Юноша поселился сперва на острове Рота, где женился и обзавёлся сыном. Затем отправился с семьёй на о.Тиниан, и там, обладая большой силой и сверхъестественными способностями, добился расположения старого вождя, который назначил его на своё место. Однако, яблочко от яблоньки недалеко падает. Тага, увидев, что его младший сын стал сильнее его самого, убивает своего отпрыска. Не пережив горя, умирает жена, а за ней начался мор всех остальных детей. В живых осталась лишь старшая дочь - она догадалась убить отца... Мор прекратился. И тут - внимание! Оказывается, что души всех членов семьи Тага, в количестве 12 человек, вселились в камни латте, и все эти камни упали, кроме одного - в котором жила душа старшей дочери Тага. Место это называется "Дом Тага", оно показано на вышеприведённом снимке. Однако показательно, что "латте" всё-таки рассматриваются местными жителями, как вместилища душ умерших, а не просто строительные конструкции. А "дом" можно рассматривать не только, как строение, но и как семейство - Дом Романовых, например.

В настоящее время почти все латте на всех островах лежат в руинах, за исключением реставрированных и превращённых в  туристические объекты. Однако, имеются старые фотографии и рисунки, на которых видны не только правильные ряды из колонн, но и квадрат, и пара отдельностоящих колонн, которые вряд ли могли служить опорами для жилищ. Да и трудно себе представить, чтобы вместо обычных деревянных свай или фундамента из мелких камней (как на о.Яп) аборигенам пришло в голову строить грандиозные колоннады высотой около 5м, с водружённой наверх неустойчивой (!) полусферой. При том, что вес "ножек" таких "бокалов" достигает 34-х тонн, а "чаш" - 22-х.

 

 

Мало того, карьер для вытёсывания элементов "бокалов" располагался на острове Рота, откуда на прочие острова их доставляли по морю. Каким образом - никто не пытается объяснить.

 

 

 Возможно, как и "колёса" на Яп - на плотах. Только вес  япских камней не превышает 4 тонны, а тут 34...

Странно то, что полусферы вытёсывали отдельно, хотя для опор разумнее было бы одним куском. На ум приходят "шапки" для статуй моаи, которые так же, отдельно, изготавливались на острове Пасхи. Аналогия есть и в том, что и те и другие располагались как группами, так и по одиночке. Считается, что моаи  ставились в память о предках "длинноухих" островитян, которые первыми появились на острове. По легенде, прибыли они с востока (60дней плавания по океану), то есть - из Южной Америки. Как раз там принято было оттягивать мочки ушей и вставлять в них широкие украшения. Все статуи острова с длинными мочками. Короткоухие же, наоборот, приплыли с запада, намного позже, были полинезийцами и не являются потомками идолов.

Есть версия, что "шапки" статуй острова Пасхи - это их волосы. За эту версию говорит их цвет: они из красного туфа. А по легендам американских индейцев, древние династии их царей были светлокожими и светловолосыми. У большинства найденных мумий в Паракасе рыжие волосы - тёмно-рыжие, как из красного туфа... Можно к тому же задуматься: откуда был на Востоке обычай красить волосы, бороды хной? В подражание рыжим "богам"? Хну нашли и на волосах египетских мумий. Слова "ра" и "руты", "Рутас", о которых шла речь в предыдущей части, явно связаны между собой. Корень "ру" во многих языках означает "рыжий", "красный". В русском это - румянец, руда (оксид железа, который стали называть "рудой" - красного цвета). Само слово "рыжий" - из той же компании. Да наконец - русс !  "Дети Солнца", колонизировавшие планету, были рыжими. И русскими!

  Но имеет право на жизнь и другая версия: "шапки" острова Пасхи и полусферы Гуама обозначали традиционные головные уборы, которые делали в подражание атрибутам богов. Это мог быть их шлем, какое-то неизвестно нам устройство или  сияние (нимб). Сравним марианские полусферы с тем, что водружают себе на голову люди по древней традиции.

Филиппины. Их отделяет от Марианских островов всего лишь Филиппинское море:

 

 

Китай. Тоже не далёкий сосед:

 

 

 Киргизия:

 

Мордовия:

 

 

 Россия: 

 

 

  Везде - расширяющаяся кверху форма "бокала"...

Заодно сравним "шапки" у статуй на острове Пасхи с еврейскими, китайскими и вьетнамскими:

 

 

 

Заметим, что еврейские национальные меховые шапки не натягиваются на голову как  для тепла - нет, они, как и у статуй о.Пасхи, лишь касаются темени - в том месте, где по восточным учениям расположена верхняя чакра, а над ней - ещё более высокие чакры, божественные.  Само слово "чакра" означает круг, колесо, диск. И некоторые головные уборы соответствуют этой форме. Соответствует ей и старинное изображение нимба на христианских иконах - в виде золотого диска:

 

 

Заметим, что изображался предмет, а не просто сияние. Сияние стали подрисовывать позже. А предмет или устройство - "тфилин" - носят ортодоксальные евреи на голове. Это коробочка с листами пергамента, на которых записаны отрывки из Торы:

 

 

 Что до полусферы, то название чакры на темени - "сахасрара" - переводится как "цветок лотоса с  1000-ю лепестками". Каким образом его символически изобразить в камне? Именно так, как на Марианских островах - полусферой, развёрнутой вверх. В этой чакре сознание человека якобы соединяется с Высшим Разумом. Может быть и такое объяснение.

В связи с мегалитами Тиниана, Гуама и Роты вспоминаются и первобытные колонны Гёбекли-Тепе (Турция):

 

 

А заодно и вообще все старинные колоннады и портики, в которых не было необходимости, но  возводились они по традиции, как часть древних святилищ. Строители позабыли их назначение - вместилища духов предков (богов), и с течением времени все колонны стали использоваться, как архитектурные украшения. Вместо колонн можно было построить дополнительные стены или что-то ещё, в качестве несущих конструкций, но колонны - красивей:

 

 

 Возможно, что и в Гёбекли-Тепе колонны - это символы предков. Можно также предположить, что строители храмов в Гёбекли-Тепе использовали ещё более древние блоки, встроив их в стены из мелкого камня.

Ну, и конечно, к тому же классу символических каменных изваяний относятся все менгиры по всей планете - необработанные, или в виде фаллоса, или любой другой формы.

Интересно, что в русском языке сохранилось ругательство: "болван неотёсанный". То есть, славяне-язычники придавали своим идолам человеческие черты, а "неотёсанных" не уважали.

Подобное же значение - идольское, имели в древности пары столбов и арки. На острове Тонгатапу (архипелаг Тонга в Юго-Западной части Тихого океана) стоит 5-метровая арка из кораллового известняка:

 

 

 Поперечный блок заходит в пазы боковых. Если в неё войти, то приблизительно в 100м окажется отдельностоящий камень с углублениями, в которых усматривают отпечатки торса и головы великана, якобы сидевшего на троне. Считается, что сидение трона не сохранилось, осталась одна спинка.

 

 

 Впрочем, возможно, что изначально это было лицо, подобное каменным изваяниям Бабельдаоба, но, как  и большинство из них, основательно повреждённое.

Тонгатапу:

 

 

 Бабельдаоб:

 

 

 В любом случае, арка вела в непростое место. По одной из легенд, плиты для неё принёс бог Мауи с острова Уоллис, что находится в 400 (!) километрах от Тонгатапу. Там был более твёрдый коралловый известняк, чем на самом Тонгатапу. Он же принёс  и первые плиты для обрамления насыпей, которые называются "ланги". О них пойдёт речь впереди, а здесь скажем, что плиты весили по нескольку десятков тонн.. Рассказывают, что бог Мауи поднял архипелаг из океана. Часть "ланг" до сих пор покоится в водах у близлежащего рифа, а это может означать, что они, вместе с аркой, созданы ещё при низком уровне океана, а следовательно - старше предков нынешних жителей. А может быть, и их предшественников. На острове найдены фрагменты керамики культуры Лапита. Это племя прибыло с Тайваня и Юго-Восточной Азии неизвестно когда. Одни утверждают, что  в VI веке нашей эры, другие - что около 2000 лет до н.э. Постепенно их культура деградировала, керамика огрубела и потеряла узор, а каменных сооружений они и вовсе не возводили.

 Так или иначе, но подобного типа арки (два столба с перекладиной, заходящей в пазы) до сих пор ставятся - в Юго-Восточной Азии. Обычно конструкция усложнена крышей, дополнительными столбами и прочими наворотами. Всё богато украшено и раскрашено. Створки ворот в арке обычно отсутствуют, она ставится отдельно от каких-либо заграждений. Её роль чисто символическая.

 Особенно полюбились такие арки в Японии. Их там великое множество. Называют их "тории" - "птичий насест". Чаще всего они изготавливаются из дерева, самые "правильные" - из неошкуренного дерева криптомерии. Они различаются в деталях, существует несколько стилей, но у всех нижняя перекладина вставлена в пазы на столбах, а верхняя играет роль крыши, прикрывающей всё сооружение. Ставятся тории в самых разных местах - перед храмами, или на улицах и площадях, или на лоне природы. Иногда они образуют целые коридоры, а иногда ставятся прямо в открытое море:

 

 

 На фото - "ворота" в святилище Ицукусима на острове Миядзима. Во время отлива некоторым паломникам удаётся пройти под этой аркой. Считается, что прошедший обретёт счастье и благополучие. Эта конкретная арка отмечает священное место, обиталище ками - японских богов.

Часто подобные арки называют "буддистскими". Но история их древнее. В частности, японцы их ставят перед синтоистскими храмами. А в буддизм они попали из более ранних культов.

Понятно, что подобный тип арки распространён там, где есть или было влияние буддизма, в том числе у народов, населяющих территорию от Монголии до Калмыкии. Но оказывается, что "священные врата" возводили и в русских селениях:

 

 

 Это картина Левитана "Летний вечер. Околица". Ограждение, прямо сказать, никудышное. Для чего же нужна эта арка? Подлинное её значение объясняется давней традицией, общей с восточными странами.

 Видимо, все отдельностоящие арки, в том числе Триумфальные, уходят корнями в глубокую древность. Отголосок этой древности сохранился в легенде на острове Тонгатапу. Она якобы была воздвигнута местным королём Туитатуи, принадлежавшем к божественной династии, в начале 13 столетия н.э. Его цель - примирение двух враждовавших между собой сыновей. Восточный блок символизировал старшего сына Лафу, западный - младшего сына Тэлэйхаапепа. Перемычка обозначала их братский союз.

 Интересна эта легенда тем, что в основе не только арок, но и всех парных столбов и колонн лежат древние мифы о двух персонажах мужского пола, стоявших у истока человеческой цивилизации. Таких, как Энлиль и Энки в Месопотамии, Сет и Осирис в Египте, Каин и Авель в Передней Азии. Не во всех мифах они враждовали. Например, китайские Фу Си и Гоуман успешно сотрудничали в воссоздании мира. Братья Олсиф и Олсоф - тоже, в строительстве Нан-Мадола. Загадочная "Золотая Баба"  северных приуральских народов России изображалась в сопровождении двух детей, которые в письменных источниках назывались "два внука" или "сын и внук", один из которых был совсем маленький - на руках, а второй - постарше, стоял рядом:

 

 (Атлас Меркатора. 1595г)

Удивительным образом этот стереотип отражён в христианской иконографии. На многих картинах так пишется образ Мадонны с Младенцем и Иоанном Крестителем. Причём, по Писаниям, Иисус всего на полгода моложе, чем Иоанн (приходившийся ему двоюродным дядей). Но изображается Иоанн уже ходячим ребёнком, как у Золотой Бабы:

 

 

 (Рафаэль Санти. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем)

В архитектуре тоже встречаются отдельностоящие пары сооружений, обозначающие сакральные места. Например, в Китае:

 

 

 (Сиань. Малая пагода Диких Гусей)

 

 

 (Пров. Ганьсу, буддийский комплекс пещер 1000 будд - Цзяньфодун (Могао)

 

 А это - вход в таинственное место Амару Меру в Южной Америке (Перу):

 

 

 Таинственностью это место обязано недовырубленной каменной плите, на которой обозначена "дверь в никуда":

 

 Подобные "двери" есть и в других местах на планете, хотя бы в том же Перу - рядом с пещерой Наупа Иглессиа (район Ольянтайтамбо), но мы не будем о них говорить подробно. Потому что загадочного в них ничего нет. Есть два приемлемых объяснения таким углублениям:

1) это обычные ниши для бытовых или ритуальных целей;

2) там была начата работа над камнем, но брошена.

Остаётся добавить, что парные колонны ставили перед храмами и в Передней Азии - в Библейские времена. И не в качестве украшения, а с мистическим смыслом. Так, мастер из Тира Хирам (Хурум), приглашённый к работам над Соломоновым храмом, сделал для него копии с колонн, стоящих перед храмом Мелькарта (бог покровитель Тира и мореплавания). "И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз. И над столбами поставил венцы, сделанные наподобие лилии..." Столбы были сделаны из меди и богато украшены - сетками, цепочками, "снурками" и "гранатовыми яблоками" (3Цар.7). Имена Иахин и Воаз (Яхин и Боаз) обычно переводятся, как "Он должен установить" и "В этом наша сила". Но, за официальным переводом у евреев часто скрывается тайный. Тем более, мы не знаем, как такие столбы назывались у финикиян. Сама дача имён столбам, как живым существам, говорит о многом.  Не даром эта пара колонн перед Иерусалимским храмом полюбилась масонам, и присутствует в местах их собраний.  

Картина дня

наверх