На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наш потерянный мир

34 363 подписчика

Свежие комментарии

  • Grandad
    Старинные русские земли Черниговщины пора возвращать!ВСУ готовят опера...
  • Виктор Цыбин
    ЛДПР - это не стройка, это кормушкаЯрослав Нилов рас...
  • Вячеслав Карюкалов
    Действительно.ВС России ликвиди...

Книжная казна великого князя

На протяжении столетии кладоискатели пытаются найти рукописные сокровища Ярослава Мудрого. Могли ли сотни уникальных книг из первой библи­отеки Древней Руси исчезнуть бесследно?

 

 

Единственное докумен­тальное упоминание о ле­гендарной библиотеке Ярос­лава можно найти в «Повести временных лет». Вся истори­ческая информация умещает­ся в двух строчках: «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви свя­той Софьи, юже созда сам».

А дальше начинаются сплошные домыслы, догадки, легенды.

Строчки, изменившие историю

Итак, из всех имеющихся постулатов мы имеем только два: дату основания библио­теки — 1037 год и место хране­ния книг — Софийский собор. Правда, некоторые историки подвергают сомнению и эти утверждения. Логика их рас­суждений проста. В 1037 году собор Святой Софии был толь­ко заложен. Построен же он был гораздо позже. То есть раз в 1037 году собора как таково­го не существовало, то и ника­кой библиотеки здесь быть не могло.

Сложно определить и фонд этого собрания. Оперировать таким понятием, как «многы», достаточно сложно, так как нет никакой конкретики. Поэтому и в этом вопросе мнения уче­ных расходятся. Одни говорят о 500 томов, другие — о тыся­че. Но в одном специалисты уверены — каждая рукописная книга была подлинным шедев­ром. Бумаги еще не существовало, тексты были написаны на пергаментах, которые изго­тавливались из кожи молодых телят и овец. Обложки были сделаны из сафьяновой кожи и украшены золотом, сере­бром с вставками из брилли­антов, изумрудов и жемчуга. По мнению исследователей, основную часть «книжной казны» (термин «библиоте­ка» появился лишь несколько столетий спустя) составляли религиозные манускрипты и летописные хроники.

Конечно, такое сокровище посмотреть, потрогать, взять в руки могли не все. Как великая ценность, эти манускрипты, скорее всего, были спрятаны в тайных подвалах храма Святой Софии. Причем дорогу к завет­ным залам знали лишь посвя­щенные.

Некоторые книги из библи­отеки своего отца в качестве приданого увезла во Фран­цию в 1048 году младшая дочь Ярослава Мудрого — Анна Ярославна. Одна из привезен­ных ею книг, Реймское Еванге­лие, стала знаковой для всей Франции. Все французские короли до Людовика XIV, всту­пая на королевский престол, присягали именно на этом рус­ском подарке.

Думается, что и другие до­чери, выданные Ярославом за европейских королей, также увезли с собой некоторое ко­личество томов из хранилища. Но основная часть библиоте­ки, созданная великим князем, даже после его смерти в 1054 году, вне всякого сомнения, находилась в Киеве.

Но во времена междо­усобных войн сохранить такую хрупкую ценность, как книги, было весьма проблематично. В 1169 году, например, Мстис­лав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и, как говорят летописи, вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки. Возможно, книгохранилищ в соборе было несколько. И собрание вели­кого князя хранилось отдель­но от церковных книг. Но как бы там ни было, в 1240 году по­сле продолжительной осады Киев был занят войсками хана Батыя, а впоследствии раз­рушен и сожжен практически до основания. С тех пор­ библиотека навсегда потерялась из поля зрения историков. Но некоторые люди уверены — книжное собрание Ярослава Мудрого не кануло в Лету, а по- прежнему находится в Киеве.

Храм или лавра?

Первая версия, которая напрашивается сама собой, — это то, что книги до сих пор могут храниться в подзем­ных катакомбах храма Святой Софии. Тем более что еще в 1916 году при проведении археологических работ возле святыни историки обнаружи­ли в недрах храма древний подземный ход. Поплутав по извилистым коридорам, ис­следователи наткнулись на бронзовую дощечку с надпи­сью: «Кто найдет этот ход, тот найдет великое сокровище Ярослава».  Вдохновленные археологи стали продвигаться дальше. Но, обследовав сотни подземных метров, ничего по­хожего на рукописи не нашли. Но наверняка есть и другие секретные лабиринты, о кото­рых мы еще не знаем. И, может быть, именно в одном из них и скрыта библиотека Ярослава Мудрого.

Теперь о других адресах, где, возможно, могут скры­ваться от нас книги Яросла­ва Мудрого. Их несколько. И первой в списке идет Киево-Печерская лавра, бескрайние катакомбы которой хранят не­мало тайн.

След от библиотеки Ярос­лава, ведущий туда, заметил ленинградский ученый Нико­лай Розов. Он внимательно проштудировал две светские книги XI века: «Изборник Свя­тослава» 1073 года и «Избор­ник Святослава» 1076 года. В конце второго сборника писец Грешный Иоанн сделал припи­ску: «Избрано из многих книг князьих».

Получается, что Грешный Иоанн пользовался книгами из библиотеки Ярослава Му­дрого. Значит, библиотека не пропала сразу после смерти князя Ярослава.

Исторические источники свидетельствуют, что до XVI столетия в лавре насчиты­валось большое количество книг. Но эта библиотека поч­ти полностью сгорела в 1718 году. Неужели в этом огне по­гибли и драгоценные рукопи­си Ярослава?

Лаврская библиотека стала возрождаться только в начале XVIII века. Однако среди трид­цати тысяч томов, которыми располагали монахи лавры, книг Ярослава Мудрого не было. Ни одной! Возможно, по­тому, что их туда и не привоз­или. А значит, сокровище Му­дрого продолжает храниться в ином месте.

Тайны монастырских подземелий

Еще одним возможным местом хранения книг счита­ют пещеры Выдубецкого мо­настыря, в которых монахи теоретически могли спрятать книги перед нашествием монголо-татар. Недалеко от этого монастыря расположен це­лый комплекс пещер. Эти под­земные катакомбы пытались исследовать еще в 1912 году. Тогда были обнаружены древ­ние тоннели княжеской эпо­хи, в которых располагались монашеские кельи. Однако ничего, указывающего на би­блиотеку Ярослава, найдено не было. Но большая часть подземных коридоров заму­рована, и, следовательно, они продолжают хранить свои тайны до сих пор.

Говорят, что книги могли быть спрятаны на территории Межигорского монастыря.

Во всяком случае, еще живы свидетели, которые в 1934 году держали в своих руках старинные книги в дорогих кожаных переплетах. А наш­ли они их при строительстве правительственной дачи для первого секретаря Киевского обкома партии Постышева.

Копая котлован под буду­щий дом, рабочие обнаружи­ли подвальное помещение, доверху набитое старинными рукописными фолиантами. Но на сенсационную находку срочно наложили гриф «Се­кретно». Время было суровое, поднимать бучу никто не ре­шился, и таинственный под­вал сочли за благо засыпать.

В 1990 году археологи предприняли попытку разы­скать в Межигорье таинствен­ный подвал с книгами, но, кро­ме остатков фундаментных стен XVII-XIX столетий, ничего не нашли. Вторую попытку предприняли два года спустя, однако обнаружили только древнее кладбище. Возмож­но, найденные в 1933 году в Межигорье книги были вовсе и не из библиотеки Ярослава, а принадлежали монахам из более позднего времени.

Пропавшие в огне

Как бы пессимистично ни звучала следующая версия, но она кажется наиболее правдоподобной. Скорее всего, книги были уничтожены пожаром в 1240 году, когда в Киев втор­глись орды монголо-татар.

Захватчики убивали, жгли, грабили все на своем пути. Вряд ли в это тревожное вре­мя, когда стенобитные орудия неприятеля крушили стены города, кто-то занимался тем, что спешно паковал ману­скрипты. Скорее всего, сотни бесценных «источников зна­ний» стали жертвой баналь­ного пожара. В противном случае за столько лет хоть одна страничка из былого со­брания выплыла бы наружу.

Сегодня мы можем только гадать, какое величайшее со­кровище представляло собой в то время это собрание! На­ходка книг Ярослава соста­вила бы целую эпоху в науке. Ведь еще ни одному совре­менному ученому не удалось подержать в руках подлинную древнерусскую книгу, напи­санную, скажем, в XI либо XII веке.


Ирина ЕРОФЕЕВА

Источник Информации

наверх