21 января 1893 года в Москве, в собственном доме, была жестоко убита Варвара Михайловна Карепина. Обстоятельства её смерти практически полностью совпали с историей убийства знаменитой старухи-процентщицы из «Преступления и наказания» Достоевского.
Злая ирония судьбы заключалась в том, что Варвара Карепина приходилась знаменитому писателю родной сестрой.
Эта жуткая история стала одним из самых резонансных уголовных дел последнего десятилетия XIX века.Варвара Михайловна, которую гениальный брат по молодости очень любил и уважал, словно сошла со страниц легендарного романа писателя. Овдовев, она много лет жила в полном уединении в одном из своих доходных домов, которых у неё было пять. Сын работал в Варшаве, дочь проживала с семьёй отдельно на Пресне.
В преклонном возрасте Карепина очень изменилась: боялась посторонних людей и не пускала их в дом, была настолько скаредна, что не имела ни кухарки, ни прислуги. И очень страшилась, что её обворуют. Но что же было красть?
Не так чтобы очень много, но всё же: 12 тысяч рублей в ценных бумагах — их она попрятала по разным углам квартиры. Ещё имелись деньги за арендную плату, взимаемую с жильцов, и 100 рублей наличными, присланные сыном к Новому 1893 году. Но больше всего Варвара Михайловна переживала, что воры позарятся на золотые карманные часы её покойного мужа и собственные старинные наручные часы, подаренные Петром Карепиным на свадьбу.
Между тем, по городу ходили упорные слухи, будто старуха, урождённая Достоевская, на самом деле очень богата. Якобы только что она продала доходный дом за 30 тысяч рублей. За две недели до смерти какой-то лихой молодец на улице выхватил у Варвары Михайловны ридикюль с деньгами и ключами от квартиры. Старуха после этого совсем лишилась покоя и вовсе перестала к себе пускать кого бы то ни было.
Ранним утром 21 января 1893 года молодой дворник Иван Архипов почувствовал запах гари и, постучав в двери артистки, проживавшей на первом этаже, попросил вместе с ним подняться наверх для выяснения обстоятельств. Дым валил из квартиры хозяйки дома.
Немедленно была вызвана полиция и вышиблена дверь, за которой стражи закона обнаружили полуобгоревший труп Варвары Михайловны. Сразу же возникло подозрение, что покойная, по-видимому, опрокинула на себя лампу, когда пыталась заправить её керосином.
Но осмотр тела заставил отказаться от этой версии. Если бы Карепина действительно опрокинула на себя лампу, то сгорела бы в первую очередь её юбка, а не верхняя часть одежды и тем паче лицо. Старушку явно кто-то убил и ограбил, так как при тщательном осмотре оказалось, что из квартиры исчезли и процентные бумаги, и золотые часы, и подарочные 100 рублей.
Первым в список подозреваемых попал тот самый дворник Архипов, который обнаружил мёртвую хозяйку, ибо буквально через неделю после похорон Карепиной он справил себе новую одежду и, в частности, купил красивые кожаные сапоги вместо полудырявых валенок. К тому же, он чаще стал появляться в трактирах, да не один, а с новой подружкой.
И ещё один странный тип привлёк к себе внимание следствия — Фёдор Юргин, постоянный клиент публичных домов Рождественского бульвара. Правда, следователи поначалу и не думали сводить двух этих персонажей воедино. Однако помогла случайность. Юргин не поделил девицу лёгкого поведения Анну с неким молодым человеком по имени Александр.
Их частые стычки до поры до времени девушку лишь забавляли: никому из двух ухажеров она не отдавала предпочтения. Однако всё изменилось, когда Юргин внезапно разбогател. Он купил себе дорогую шубу из лисьего меха, принялся разбрасываться деньгами и заваливать Анну дорогими подарками.
Ревнивцу Саше только и оставалось, что стоять в сторонке да смотреть на заливающуюся смехом Анну, которая теперь очень дорожила и даже гордилась вниманием Юргина. Оно и понятно: не у каждого клиента при себе имеется кипа процентных бумаг. Об этом неоспоримом преимуществе поклонника Александру тоже было доложено.
Что было делать бедному юноше? Поскольку действие разворачивалось не в романе, то отправился он отнюдь не к пруду, а к своему крестному отцу — агенту сыскной полиции. И подробно доложил обо всех своих подозрениях. Заскрипела следственная колымага.
Выяснилось, что Фёдор Юргин происходит из крестьян Владимирского уезда, работает сезонным каменщиком да к тому же является дальним родственником того самого дворника Ивана Архипова, что работал у Карепиной. Юргина тут же арестовали на его квартире по Семёновской улице, где и были найдены все вещи убитой вдовы.
На допросах 19-летний Иван Архипов клялся, что не собирался убивать хозяйку, якобы к этому злодейству его склонил Юргин — более опытный и старший по возрасту. Дескать, вся его вина состоит лишь в том, что он случайно поделился с родственником мыслями о богатстве Карепиной.
Однако идея убийства вдовы крепко засела в голове Фёдора Юргина, бывшего в тот момент практически на мели: сезонные работы закончились, и денег не хватало даже на хлеб. А тут удача сама плывёт в руки. 21 января 1893 года «братья» осуществили свой злодейский план.
На беду старухи Карепиной, единственный человек, которому она доверяла, был Иван Архипов. Она целых 20 лет знала его отца, а мальчик буквально вырос на её глазах. Поэтому и взяла парня к себе дворником. Мало того, поселила его в своей кухне.
Когда тот по обычаю уходил куда-нибудь, Варвара Михайловна всегда запирала за ним дверь. Это и сыграло на руку преступникам, ведь бесшумно проникнуть в квартиру Карепиной не удалось бы, так как она практически не выходила из дома.
Крикнув в тот злосчастный вечер из прихожей, что он уходит, Архипов спрятался за перегородкой. Через пару минут появилась Карепина, чтобы закрыть за Иваном дверь. И тут же была схвачена Юргиным. Задушил он её мгновенно. Затем, забрав из кармана юбки ключи от столов и шкафов, выгреб оттуда всё самое ценное, что было в доме.
Последним актом убийства стала имитация случайной гибели — Юргин облил керосином из лампы стол и тело покойной, а Архипову приказал ночью, когда жильцы заснут, бросить на одежду Карепиной горящую спичку, что тот и сделал. Когда дым повалил клубами, «проснувшийся» в своей кухне Архипов бросился к соседям, потому что никак якобы не мог открыть запертую в покои хозяйки дверь.
За совершенное преступление Фёдор Юргин был приговорён к бессрочным каторжным работам. Иван Архипов также отправился на каторгу на целых 20 лет. А невероятные совпадения жизненных реалий и литературной фантазии гениального Достоевского до сих пор поражают воображение.
Свежие комментарии