На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наш потерянный мир

34 265 подписчиков

Свежие комментарии

  • Elena Dmitrieva
    Ну какая уважающая себя женщина будет с этим жадным, карликом, шмыгающим шнобелем и с бегающими глазками. Вот он и ст...Кэнди Оуэнс: Зеле...
  • Юрий Николаев
    Похоже эта порнография на человека наделает ещё не мало нам проблем.Зеленский в «Рамш...
  • Betahon
    Вот только теперь одних Содома и Гоморры не хватит: мерзота по всей планете расползлась...Кэнди Оуэнс: Зеле...

Конар-Сандал: Царство Аратта — тайна сандаловых холмов

Конар-Сандал — два невысоких холма, расположенных в провинции Керман к югу от посёлка Джирофт в центральной части Ирана. Археологи относят их к так называемой джирофтской культуре, стоящей особняком среди других культур и не имеющей аналогов. Некоторые считают, что холмы — немногое, что осталось от потерянного царства под названием Аратта.

joomplu:8687

В иранской провинции найдены следы неизвестной культуры

Холм Конар-Сандал А (высота 13 метров) отстоит от холма Конар-Сандал В (высота 21 метр) на пару километров. Но они считаются единым археологическим комплексом. И очень многообещающим.

Это не Элам?

Во-первых, это одно из последних археологических открытий в Кермане, во-вторых, с богатейшими находками. В провинции Керман раскопки проводились и в прошлом веке. Ещё в 1960-е годы американские и немецкие археологи во главе с Ламберг-Карловским копали в Тепе-Яхья, где обнаружили постройки, керамику и металлические изделия VI-II тысячелетий до нашей эры. В III тысячелетии до нашей эры здесь располагался центр по производству керамических изделий из хлорита — слюдообразного минерала зелёного цвета с белесыми прожилками. Тогда археологи ещё не выделяли артефакты из Тепе-Яхья в особую группу. Считалось только, что поселение находилось под сильным эламским влиянием.
Однако находки с холмов Конар-Сандал сразу же напомнили Тепе-Яхья. Причём сезон для ведущего археолога Юсефа (Юсуфа) Маджидзаде заканчивался на не слишком оптимистичной ноте — следов древнего города, которому, по его подсчётам, было 4, 5 тысячи лет, он так и не нашёл. Делая обмеры и пометки, он вдруг заметил среди песка какой-то небольшой предмет. Взяв в руки лопату, подцепил этот предмет. Оказалась, что это древняя печать. Следовательно, поиски не напрасны, руины города стоит искать здесь, на холме Конар-Сандал В. Два года он ждал этого момента.
Печать была не больше пяти сантиметров, с изображениями животных и человеческих фигур, но знаки на ней были не похожи ни на одну известную ему письменность. А ведь находки в Тепе-Яхья предполагали, что надпись будет эламская. Нет. Неизвестная письменность ясно свидетельствовала о пока неизвестной цивилизации. Той самой, артефакты которой в 2000 году стали вдруг появляться у чёрных копателей.

Джирофтская культура

Юсеф Маджидзаде после Иранской революции 1979 года 20 лет провёл в изгнании во Франции. На родину он вернулся только после того, как к власти пришёл Мохаммед Хатами. И сразу занялся любимым делом — раскопками. Ему, наверное, помогла сама природа. На реке Халил в районе Джирофта начались сильнейшие наводнения, которые размыли берега и буквально снесли почву с древних погребений. Для археологов этот природный катаклизм прошёл незамеченным, но местные жители очень воодушевились. В их сердцах зажглась страсть наживы. Целыми селениями мужчины отправились на поиски сокровищ. Им везло! Они уносили артефакты в сумках и вёдрах целыми килограммами, а потом продавали их практически за бесценок, не зная настоящей стоимости. Об этой подпольной торговле скоро стало известно и правительству Ирана. Руководитель Ассоциации по культурному наследию и туризму знал, к кому нужно обратиться. К Юсефу. Именно он всегда утверждал, что в Джирофте находится кладезь загадок и разгадок. Маджидзаде взялся за дело, и скоро кроме прибрежных могильников, уже основательно разграбленных, изыскания привели его к холмам Конар-Сандал.
Артефакты, с помощью полицейских изымаемые с подпольного рынка антиквариата, ясно говорили — это находка века. Вещицы были совершенны и прекрасны. Их было так много, и они так отличались от уже известных культур, что для них пришлось ввести термин "джирофтская культура".
Самым обещающим оказался холм Конар-Сандал В. Именно под ним находились руины древнего города. После тяжёлой борьбы с окаменевшей глиной и грязью археологам удалось проложить траншеи и выявить городские стены. Диаметр города тянулся примерно на полтора километра, в нём находилась цитадель в два этажа с высокими и массивными стенами — около 11 метров, 17-метровый зиккурат, каждая сторона основания зиккурата была длиной до 400 метров! Внутри цитадели нашли цилиндрические печати с изображениями животных, людей и "джирофтской" письменностью.
Холм Конар-Сандал В, в отличие от Тепе-Яхья, пребывал в том состоянии, в каком его покинули люди. До него не добралась ни стихия, ни мародёры. Поэтому находок были не сотни, а тысячи, десятки тысяч. И каких! Резные чаши, изукрашенные вазы, редкой красоты ларцы. Но гораздо больше находок, многие из которых никогда не попадут в руки учёных, удалось унести грабителям могил бронзового века. Основной статьёй сбыта стали у них как раз хлоритовые вазы, которыми буквально наводнили подпольный рынок.
Ремесленники джирофтской культуры делали их по особому рецепту — с вкраплением поделочных и полудрагоценных камней, которые привозились из Афганистана, Индии и Аравии. Они любили инкрустировать свои изделия лазуритом, бирюзой, сердоликом, агатом. И вазы, и чаши, и ларцы покрывались тончайшей резьбой. Здесь были и львы, и змеи, и быки с человеческими головами, и гепарды, и дворцы, и скорпионы с женскими ликами.
И вот эту красоту, национальное достояние Ирана, по ночам выкапывали грабители из древних захоронений. Юсефу Маджидзаде пришлось оставить все дела и с охранниками броситься на перехват сокровищ. Иногда охранник был один, но Юсеф не боялся выступать против мародёров — это они боялись попасться ему на глаза и сразу улепётывали, бросая добычу. А добыча была у них замечательная. Это вам не наши северные города. В могилы жители Джирофта клали золотые вещи.

В отличие от более трезво оценивающих место джирофтской культуры среди других культур, Маджидзаде верит, что именно здесь некогда находилась легендарная Аратта — царство бронзового века, город, описанный в шумерских мифах. Если верить этим мифам, Аратта славилась своими богатствами, огромными запасами золота, серебра, лазурита, умелыми ремесленниками, слава которых гремела по всему Междуречью. Расположена она была где-то вблизи Урука, и не в Уруке, а в Аратте был построен первый храм богини Инанны.
Ориентируясь на указания в мифах, археологи помещали Аратту то на Армянском нагорье, то в Афганистане, то в Аншане, то в Индии, то на Арарате. Ни одна из иранских локализаций пока не оказалась верной. У всех предполагаемых "Аратт" находилась хорошо известная культура. Однако "джирофтская версия" вполне имеет право на существование. Пока она конкретными фактами не подкреплена. Но нерасшифрованная письменность может оказаться ключом ко всей "араттской истории".
А вот с письменностью как раз всё не так просто. Надписи напоминают эламское линейное письмо, но таковым не являются. Некоторым учёным так не нравится само существование этих надписей, что они готовы объявить их подделками. Вопрос, который они задают, звучит так: почему в Тепе-Яхья надписи были эламскими, а в Конар-Сандале появились какие-то письмена, лишь напоминающие эламское письмо? Эти учёные точно знают даже автора подделок. Речь идёт о Юсефе Маджидзаде. Если он так ратует об исключительности джирофтской культуры, почему бы ему не подделать цилиндрические печати и не выгравировать на сосудах нечитаемые слова?
Однако всё намного сложнее. Судя по всему, надписи подлинные. Если глиняную табличку ещё можно как-то изготовить и состарить, то уж вырезать печать не под силу даже самому увлеченному археологу. Да и зачем? Чтобы доказать свою правоту и объявить Конар-Сандал потерянной Араттой? Так ведь Араттой может оказаться и Шахри-Сухте, где в 2006 году были сделаны фантастические находки — настоящий искусственный глаз с тонко прописанной радужкой и золотым креплением с внутренней стороны, игральные кости, шашки и чаша, по периметру которой изображены немного отличающееся друг от друга фигурки, которые при вращении начинали двигаться.
Некоторые археологи считают, что джирофтская культура может относиться не к легендарной Аратте, а к реально существовавшему государству III тысячелетия до нашей эры — Мархаши. Его местоположение столь же неизвестно, как и координаты Аратты. Но известно, что оно играло огромную роль в те времена и находилось к востоку от Элама на Иранском плато, занимая промежуточное положение между Эламом и Хараппой. Неизвестная письменность может оказаться и мархашской. Но пока она расшифровке не поддаётся…

Журнал: Загадки истории №15, апрель 2020 года
Рубрика: Невероятные артефакты
Автор: Михаил Ромашко

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх