Эксперт Крючков рассказал о боевых вездеходах России и Швеции для северных широтИх можно назвать и вездеходами, и амфибиями, и плавающими снегоболотоходами. Суть не меняется — существует особый вид сверхпроходимых гусеничных машин военного назначения. Конечно, подобную технику можно применять зимой и летом, в песках, снегах, лесах и на горной местности.
Но особый интерес они стали вызывать применительно к военным группировкам в тундрах северных широт и вечной мерзлоте Арктики. Познакомимся с наиболее интересными образцами полярных вездеходов НАТО и России. Вездеход для всех широт Многоцелевое транспортное средство BvS10 Viking разработано скандинавским подразделением корпорации BAE Systems. BvS — аббревиатура от шведского Bandvagn Skyddad — защищенная гусеничная тележка. Машина представляет собой эволюционное развитие технических идей компании Hagglunds, точнее, укрупненный вариант хорошо известного и в нашей стране двухзвенного гусеничного вездехода BV-206. Суть идеи: первая секция машины оборудована силовым агрегатом и движителем с резинометаллическими гусеницами. Вторая секция соединена с ней шарнирно, причем крутящий момент с помощью валов передается и на ее движитель. Двухзвенное исполнение придает относительно длинному транспортному средству хорошую маневренность и геометрическую проходимость. Габаритные размеры BvS10 в варианте бронетранспортер — 8000 × 2250 × 2450 мм. Полная масса — 15,5 тонны. Полезная нагрузка — 5,5/7,0 тонн (передняя/задняя секция). Экипаж — 4 человека в переднем и 8 человек в заднем звене вездехода. Двигатель — рядная дизельная «шестерка» Cummins мощностью 285 л. с. Коробка передач — автоматическая 6-ступенчатая Allison. Максимальная скорость — 65 км/ч. Запас хода — 350 км. Скорость на плаву — 4 км/ч, достигается за счет перематывания гусениц. Вездеход можно эксплуатировать при температуре воздуха от -46°С до +49°С. Базовое бронирование — защищает от пуль и осколков по второму классу стандарта STANAG и противостоит бронебойным пулям патрона 7,62×39 мм, защищает от противопехотных мин и ручных гранат (опционально защита может быть усилена). Вооружение — пулемет калибром 5,56, 7,62 либо 12,7 мм или автоматический 40-мм гранатомет. Помимо бронетранспортера для переброски и огневой поддержки вооруженной пехоты существует масса других модификаций BvS10. Среди них есть носитель боевых модулей вооружения, минометов, ракетных установок, средство доставки грузов, ремонтно-эвакуационная, командно-штабная и санитарная машины. Остается добавить, что несколько десятков вездеходов BvS10 попали в зону СВО. Машины переданы ВСУ англичанами и голландцами. Часть Викингов уже уничтожена нашими войсками. Особо примечателен факт, что одну из машин в 2023 году накрыл беспилотник армии России после того, как она увязла (!) в затопленной местности на левом берегу Днепра. Витязь — носитель полярного ПВО Российский арктический вездеход-тяжеловес называется ДТ-30ПМ Витязь. Расшифровка сокращения: двухзвенный транспортер плавающий модернизированный. Машина с долгой и не во всем благополучной историей, наконец. нашла достойное применение в войсках. Выпускается вездеход ОАО «Машиностроительная компания „Витязь“ в башкирском городе Ишимбай. Базовая идея знакома — двузвенный транспортер для грунтов с низкой несущей способностью. Ориентирован на северные регионы, хотя может быть применен и в Средней полосе. Компоновка: первое звено с силовым агрегатом сочленено со вторым звеном с помощью поворотного цилиндрического механизма с гидроприводом. От силовой установки первой секции крутящий момент передается к движетелям обеих секций с резинотканевыми гусеницами, оснащенными металлическими грунтозацепами. В сравнении с BvS10 габаритные размеры Витязя словно из другой лиги — он в два раза больше и берет на борт в два с лишним раз больше груза. Габариты — 16 300 × 3100 × 3300 мм. Снаряженная масса — 30 тонн Грузоподъемность — 30 тонн. Двигатель — V-образный дизель мощностью 710-800 л.с. Трансмиссия — гидромеханический полуавтомат. Экипаж передней секции — 5 человек. Максимальная скорость — 45 км/ч. Запас хода — 700 км. Скорость на плаву — 5-6 км/ч, достигается за счет перематывания гусениц. Эксплуатация при температуре воздуха от -50°С до +40°С. Среднее удельное давление на грунт — 0,3 кг/см2, что меньше, чем аналогичный показатель у стопы человека. Часть армейских вездеходов оснащена кабиной с противопульным бронированием. На базе вездехода создано несколько модификаций. В их числе грузовые с открытой и закрытой платформой, арктическая ремонтно-эвакуационная машина РЭМ-ГТ, пусковые установки противовоздушной обороны малой дальности „Панцирь-СА“ и „Тор-М2ДТ“, мастерские обслуживания зенитно-ракетных комплексов ПВО. Выводы Сравнивать вездеходы Викинг и Витязь будет некорректно. При схожести концепций слишком уж они разные по габаритам и грузоподъемности. Но что заслуживает пристального внимания — оба, несмотря на всю универсальность, ориентированы на службу в войсках северных широт. Имеющиеся модификации весьма прозрачно намекают не только на охрану рубежей, но и наступательную направленность натовского изделия и оборонительные таланты российского. Что прячется за кулисами Парада Победы — эксперт Крючков рассказал о машинах сопровождения парадов на Красной площади.
Свежие комментарии