Украинцы: как появился этот народ

Украинцы

Вопрос о происхождения украинской нации один из самых дискуссионных и противоречивых. Историки «самостийной» доказывают, что корни украинского этноса самые древние в Европе, ученые других стран пытаются их опровергнуть.

Сегодня в украинском сообществе все чаще и смелее высказываются гипотезы, согласно которым история украинского этноса должна вести свой отсчет едва ли не от первобытных племен. По крайней мере, всерьез рассматривается версия, согласно которой, именно украинский этнос стал основой для появления великорусского и белорусского народов.

Киевский журналист Олесь Бузина по поводу этой гипотезы иронизировал: «То есть, по логике ее последователей, некий питекантроп, выведясь из обезьяны в Африке, пришел на берега Днепра, и тут потихоньку переродился в украинца, от которого произошли русские, белорусы и прочие народы вплоть до индусов».

Украинцы

Украинские историки, пытающиеся удревнить свои корни, забывают, что на протяжении более чем тысячи лет земли от Дона до Карпат, подвергавшиеся нашествию сарматов, гуннов, готов, печенегов, половцев и татар, неоднократно меняли свой этнический облик.

Так, опустошительное монгольское завоевание второй четверти XIII века заметно сократило число жителей Приднепровья. «Большая часть людей Руссии перебита или уведена в плен», – писал посетивший эти земли францисканец Джованни дель Плано Карпини.

На долгое время бывшие территории Киевского княжества погрузились в социальную и политическую смуту. До 1300 года они находились в составе улуса Ногая, с XIV столетия попали под власть княжества Литовского, а через два столетия туда пришла Речь Посполитая. И крепкий элемент древнерусского этноса оказался основательно размыт.

Украинцы

В середине XVII столетия вспыхнули казацкие восстания против польского владычества, которые были первыми попытками восстановления национальной идентичности. Их итог – «Гетманщина», ставшая примером южнорусской автономия под казацким управлением.

До середины XVII столетия термин «украинец» в качестве этнического обозначения не употреблялся. Это признают даже самые идейные историки «незалежной». Зато в документах той поры встречаются другие слова – русские, русины, малороссы, и даже россияне.

В «Протестации» 1622 года киевского митрополита Иова Борецкого есть такие строки: «Каждому всходнего благочестия народу росийского человеку… всем благочестивым церкве восточная благопослушным великоменитого народу российского всякого стану духовного и свицкого достоинства побожным людем».

ЗапорожцыЗапорожцы / Илья Репин

А вот фрагмент письма 1651 года гетмана Богдана Хмельницкого турецкому султану Мехмеду IV: «…и вся русь, которая здесь живёт, которая с греками одной веры и от них своё начало имеет…». К слову, в записанной от кобзаря с Черниговщины Андрея Шута думе произносится: «Що ж то в нас гетьман Хмельницький, русин».

Нежинский протопоп Симеон Адамович в письме царю Алексею Михайловичу более конкретен: «…и по тех моих трудех от милости вашей царской с Москвы отнюдь ехати не хотелось есмь, ведаючи непостоянство своей братии малороссийских жителей…». Словосочетание «Малая Русь», как название поднепровских земель, впервые зафиксировано в 1347 году в послании византийского императора Иоанна Кантакузина.

Термин «украина» впервые появился в 1213 году в летописном сообщении о возвращении князем Даниилом Галицким пограничных с Польшей русских городов. Там, в частности, сказано: «Даниил еха с братом и прия Берестий, и Угровеск, и Столпье, Комов и всю украину». Такое раннее упоминание дискуссионного термина и пытаются часто использовать в качестве доказательства древности украинской нации.

Однако, в летописном контексте, собственно, как и в контексте той эпохи «украинами» именовали различные порубежные, окраинные земли в Московском царстве («сибирская украина») и Речи Посполитой («польска украйна»).

Украинцы

Писатель Владимир Анищенков говорит: «Наука этнология не отмечает такого народа как «украинец» вплоть до XIX века. Причём, сначала «украинцами» местных жителей стали называть поляки, затем австрийцы и германцы. В сознание малороссов это наименование внедрялось несколько веков. Начиная с века XV».

Впрочем, в сознании казачьих элит единый этнос, проживающий на территории Малороссии, стал обособляться и противопоставляться соседям уже во второй половине XVII столетия. Запорожский атаман Иван Брюховецкий в обращении к гетману Петру Дорошенко писал:

Взяв Бога на помощь, около своих неприятелей до московых, се есть москалей, болши дружбы с ними не имеючи… чтобы мы о таком московском и ляцком нам и Украине неприбылном намерении ведаючи, уготованное пагубы ожидати, а самих себя и весь народ украинский до ведомого упадку о себе не радеючи приводити имели.

Русины

К жителям Западных областей Украины, входивших в состав Австро-Венгрии, термин «украинцы» пришел позднее всего – в начале XX века. «Западенцы» себя традиционно называли русинами (в немецком варианте «рутены»). Любопытно, что гордость украинской нации поэт Тарас Шевченко ни в одном из своих произведений не употреблял этноним «украинец».

Зато в его послании к землякам есть такие строки: «Німець скаже: «Ви моголи». «Моголи! моголи!» Золотого Тамерлана онучата голі». В изданной в Берлине в 1925 году брошюре «Украинское движение» русский эмигрант и публицист Андрей Стороженко писал:

Наблюдения над смешением рас показывают, что в последующих поколениях, когда скрещивание происходит уже в пределах одного народа, тем не менее, могут рождаться особи, воспроизводящие в чистом виде предка чужой крови. Знакомясь с деятелями украинского движения, начиная с 1875 года не по книгам, а в живых образах, мы вынесли впечатление, что «украинцы» — это именно особи, уклонившиеся от общерусского типа в сторону воспроизведения предков чужой тюркской крови.

Казак Мамай

А ведь один из самых популярных образов украинского фольклора «козак-лыцарь Мамай» – наглядное подтверждение подобного предположения. Откуда у персонажа народных картинок чисто татарское прозвище? Не является ли он олицетворением беклярбека Мамая, чьи потомки учувствовали в формировании казачества на Украине?

В переводе с тюркских языков «казак» – это «разбойник», «изгнанник». Именно так называли не желавших подчиняться деспоту беглецов из армии Чингисхана, которые осели в степных районах нынешней Украины. Средневековый польский хронист Ян Длугош так писал о крымских татарах, напавших в 1469 году на Волынь: «Татарское войско составлено из беглецов, добытчиков и изгнанников, которых они на своем языке называют казаками».

На мысль о татарских корнях нынешней украинской нации наталкивают и результаты археологических раскопок на месте сражения при Берестечко (1651): оказывается, запорожские казаки не носили нательных крестов. Археолог Игорь Свечников утверждал, что представление о Запорожской Сечи как оплоте христианства сильно преувеличено. Неслучайно первая церковь в Запорожской вольнице появилась только в XVIII веке, после принятия казаками российского подданства.

Казаки

Нельзя не обратить внимания на этническую пестроту населения современной Украины. Этнографы утверждают, что печенеги, половцы и татары сыграли в формировании внешности «щирого» украинца не меньшую роль, чем русины, поляки или евреи. Генетика в целом подтверждает такие предположения.

Подобные исследования провела Лаборатория популяционной генетики РАМН, используя генетические маркеры Y-хромосомы (передающиеся по мужской линии) и митохондриальной ДНК (родословная женской линии). Результаты исследования с одной стороны выявили значительное генетическое сходство украинцев с белорусами, поляками и жителями Запада России, но с другой – показали заметное различие между внутриукраинским и тремя кластерами – западным, центральным и восточным.

Украинцы

В еще одном исследовании, уже американских ученых Гарвардского университета, было глубже проанализировано распределение украинцев по гаплогруппам. Оказалось, что 65-70% украинцев принадлежит гаплогруппе R1a, которая характерна для степных народов. К примеру, у киргизов она встречается в 70% случаев, у узбеков – в 60%, у башкир и казанских татар – в 50%. Для сравнения, в российских регионах северо-запада – Новгородской, Псковской, Архангельской, Вологодской областях группе R1a принадлежит 30-35% населения.

Другие гаплогруппы украинцев распределились так: три из них – R1b (западноевропейская), I2 (балканская), и N (финно-угорская) имеют примерно по 10% представителей, еще одна – E (Африка, Западная Азия) насчитывает приблизительно 5%. Что же касается коренных обитателей территории Украины, то генетика здесь бессильна. «Генотипы современных украинцев ничего не могут нам сказать о древней истории населения Украины», ­– признает американский генетик Питер Форстер.

Источник ➝

Тайна исчезнувшей деревни Растесс

Растесс

В Свердловской области, на берегу речки Кырья есть заброшенная деревня Растесс. В ней более шестидесяти лет нет ни единой живой души, дома обветшали, дворы давно заросли сорняками. Однако охотники и путешественники до сих пор стараются обходить её стороной.

После того как в конце XVI столетия пало Сибирское ханство, дорога за Урал оказалась открыта для предприимчивых русских людей, шедших на восток в поисках золота, серебра и пушнины. Борис Годунов, человек весьма расчётливый и не лишённый ума, понимал, какую выгоду может получить Московское государство от освоения новых земель.

Поэтому, будучи фактическим правителем при болезненном и самоустранившемся от власти царе Федоре Иоанновиче, он добился подписания царского указа, согласно которому было начато строительство удобной дороги для путешествия из Европы в Азию.

Бабиновский тракт

Путь этот, по фамилии человека, предложившего, а затем и осуществившего его строительство, был назван Бабиновским трактом. Артемий Бабинов, воплотивший в жизнь собственный проект, не только проложил от Соликамска трассу длиной в 260 верст, но и основал на всей её протяженности населённые пункты, которые должны были обслуживать дорогу и осуществлять защиту путешествующих по ней людей.

Одним из таких поселений стал Растесский караул, позднее — деревня Растесс, название которой восходит к устаревшей форме слова «просека», поскольку первыми жителями поселения стали лесорубы, валившие лес для прокладки Бабиновского тракта. Затем их сменили служилые люди, поддерживавшие путь в надлежащем состоянии, нёсшие вооруженную охрану обозов, привечавшие на постой скитальцев.

Артемий Бабинов

Около полутора столетий тракт был главным путем в Сибирь, а деревня Растесс — одним из важнейших перевалочных пунктов на нём. Через неё проезжали гонцы с царскими указами, крестьяне, ищущие лучшей доли, научные экспедиции. Лишь после строительства Сибирско-Московского тракта значение старой дороги стало падать, и в 1763 году она была официально закрыта.

Тем не менее, деревня Растесс не опустела, а в девятнадцатом веке даже пережила новый расцвет после того как в её окрестностях обнаружили залежи золота и платины. Деревенские жители, по меркам того времени, стали достаточно состоятельными, а некоторые и вовсе разбогатели. Сохраняла деревня свое промышленное значение даже в советское время до тех пор, пока в середине двадцатого века таинственным образом не опустела.

Растесс

Что именно произошло в 1950-х годах, неизвестно до сих пор. Не осталось ни свидетелей, которые могли бы поведать о случившемся, ни следов, способных пролить свет на загадочное исчезновение. Лишь несколько фактов и ещё большее количество домыслов.

Если говорить о фактах, то они таковы: однажды жители ближайшего населённого пункта, Кытлыма, находящегося в паре десятков километров от Растесса, поняли, что уже давным-давно не видели ни одного жителя соседней деревни и даже не получали ни от кого из них весточки. Собравшись, местные мужики поехали на автомобилях выяснять, что случилось.

То, что они увидели у своих соседей, оставило сельчан в недоумении. Со стороны казалось, что в Растессе всё было как обычно: дома стояли нетронутые, скот и домашняя птица находились на своих местах, разве что некоторые животные выглядели явно оголодавшими.

Растесс

Однако стоило подойти ближе, и становилось ясно — случилось нечто странное. Во всей деревне не нашлось ни единого человека. Более того, складывалось ощущение, что все жители поселка просто исчезли в мгновение ока: окна в домах открыты, двери не заперты, на столах недоеденный обед или ужин. На скамейке лежала раскрытая книжка с закладкой, словно её читатель решил отвлечься на минутку, да так и не вернулся.

Продолжив обыск деревни и её окрестностей, люди наткнулись на ещё одну загадку: оказалось, что на местном кладбище разрыты могилы. Однако ни единой подсказки, куда могли исчезнуть обитатели Растесса, так и не нашлось.

Только вернувшись в Кытлым, ничего не понимающие мужчины стали вспоминать, что в своё время посмеивались над чудаковатыми соседями, которым то русалки причудятся, то свет в небе, то нечисть какая-то, бродящая по соседнему лесу. Эти воспоминания не только усиливали ореол таинственности всего случившегося, но и закрепили за Растессом дурную славу.

Отныне желающих добровольно оказаться в опустевшей деревне с каждым годом становилось все меньше, несмотря на искушение присвоить себе оставленное бесхозным имущество. Тем более, что мнение о проклятии, нависшем над старинным поселением, впоследствии не раз подкреплялось множеством аномалий.

По свидетельствам тех редких смельчаков, что всё же доходили по остаткам старого Бабиновского тракта до Растесса, они видели среди деревьев странные огни, световые столбы, идущие в небо, а иногда, особенно в тёмное время суток, непонятно откуда доносился шёпот, от которого леденела кровь.

Растесс

Судьба зауральской деревни странным образом объединяет её с исчезнувшей английской колонией Роанок, первой из основанных в Северной Америке. Заложенная в 1585 году, она всего лишь 15 лет спустя была обнаружена полностью обезлюдевшей. При этом наблюдались те же «симптомы», что и в случае с Растессом: дома имели такой вид, словно люди решили отлучиться из них на минутку, да так и не смогли вернуться.

Покинутые поселения в Северной Америке и Свердловской области объединяет и то, что тайна исчезновения людей по сей день не поддаётся разгадке. Конечно, можно назвать великое множество версий, худо-бедно объясняющих произошедшее — от довольно реалистичных (следствие нападения индейцев или, в случае с Растессом, беглых заключённых) до мистических: похищение инопланетянами, открытие дверей в параллельное измерение, массовое помешательство, нападение чудовищ.

Однако пока имеется слишком мало фактов, чтобы отдать предпочтение одной из гипотез. И потому совершенно неясно, станет ли когда-нибудь Растесс менее таинственным местом, чем сейчас.

Растесс

В 2005 году была совершена первая экспедиция в Растесс путешественником-любителем. Из-за непродолжительности экспедиции и труднодоступности посёлка, собранного материала оказалось недостаточно для исследования истории этой местности. В 2011-2014 годах Растесс неоднократно посещался пермскими джиперами, в рамках проходившего в том районе мероприятия «Евразия-Трофи».

На текущий момент Растесс очень сильно зарос дикой травой, от построек остались редкие развалины деревянных срубов. В августе 2014 года на кладбище была обнаружена и выкопана ещё одна надгробная чугунная плита конца XIX — начала ХХ века.

В июле 2015 года место посещалось командой квадроциклистов из Екатеринбурга на пути следования по историческому маршруту Бабиновской дороги из деревни Павда в Верхнуюю Косьву. Выяснилось, что место где находился Растесс, представляет сейчас собой заросшее поле с практически исчезнувшими остатками трёх домов и единичным старым захоронением.

Популярное в

))}
Loading...
наверх