Что погубило Римскую империю?

Величие римлян

Римский орел простер свои крылья над обширнейшими территориями — от туманной Британии до жарких пустынь Африки. За тысячи лет до Европейского союза он уже существовал, причем не на карте, а на самом деле — все было подчинено Риму. Единая финансовая система, со скрипом введенная в ЕС, имеет под собой отлично работающий древнеримский прототип. Для международного общения существовала латынь, которая послужила основой практически для всех европейских языков. До сих пор этот мертвый язык канувшей в лету цивилизации используется в научных фугах для создания единого смыслового поля.

Местное самоуправление и делопроизводство, равно как и ведение юридической и торговой документации, было стандартизировано, а значит, наиболее эффективно. Вся современная гражданская юриспруденция имеет в своей основе именно римское право!

Римская армия, ставшая решающим фактором в становлении могущества своего государства, на тысячи лет вперед предопределила тактическое формирование войск — вплоть до появления ракетных войск все армии мира строились по манипулярному принципу римлян (с основной тактической единицей в виде батальона). Умели римляне и строить.

ptdugard-pano-11364188896592

Один из самых впечатляющих памятников погибшей империи — мост через реку Гар, построенный древнеримскими инженерами двадцать веков назад. Трехъярусная конструкция высотой с 16-этажный дом соединяла два берега реки, но не по прямой линии, а с некоторым изгибом. Сделано это было с тем расчетом, чтобы сезонные паводки не разрушили сооружение.

Поразительно, но до последнего времени по мосту, сработанному еще рабами Рима, сохранялось автомобильное движение!

Впрочем, это будет не так удивительно, если вспомнить, что некоторые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Невозможно даже представить, что современную дорогу можно будет использовать без ремонта не две тысячи, а хотя бы 20 лет.

Дороги, дороги…

Империя не могла существовать без дорог, поэтому, образно говоря, римляне, строя дороги, строили империю. За строительство отвечало специальное ведомство во главе с прокуратором — Quattuorviri viarum curandarum. Общая протяженность дорог в Римской империи составляла от 250 000 до 300 000 километров. В Российской империи 1913 года дорог (в подавляющем большинстве фунтовых) в общей сложности было 50 000 километров, тогда как у римлян только 90 000 километров были с твердым покрытием. Причем в самой Италии протяженность магистралей равнялась всего 14 000 — весь остальной километраж приходился на провинции.

timgad_rue

Римские дорожные строители практически ничем не отличались от современных коллег, разве что у них не было бульдозеров, самосвалов и экскаваторов; поэтому все делать приходилось вручную. Технология постройки дорожного полотна сейчас практически копирует древнеримскую: вначале, как и сейчас, вырывалась траншея примерно метровой глубины. Если грунт был неплотным, в дно канавы вбивали деревянные сваи, а стенки укрепляли каменными плитами. Затем клали то, что сегодня называется дорожной подушкой — слой крупного камня, потом камня помельче, песка, опять камня, извести, черепичного порошка и, наконец, каменные плиты. Располагались они, кстати, с небольшим склоном к обочинам, чтобы дождевая вода стекала в боковые дренажные канавы.

Рельеф местности древнеримские строители старались не повторять — для чего дорогам великой империи вилять, как маркитанской лодке? Если впереди была впадина, через нее перекидывали мост, если скала — в ней прорубался тоннель. О характере римлян можно судить, взглянув на тоннель неподалеку от Неаполя — в длину он достигает 1300 метров.

Города

Практически все крупные современные города Европы были основаны римлянами: Париж, Лондон, Будапешт, Вена, Белград, Орлеан, София, Милан, Турин, Берн… В Римской империи насчитывалось около 1800 городов, тогда как в Российской империи начала XX века, при гораздо большей территории, — около 700.

Не меньше потрясают воображение достижения по градостроительству древних римлян.

Население Рима на пике могущества империи составляло миллион человек. В европейских городах на такой уровень урбанизации человечество вышло только к началу XX века.

Чтобы обеспечивать жизнедеятельность такого количества горожан, нужна была вода. Имперские акведуки были настоящим технологическим чудом даже по современным стандартам — например, для того чтобы обеспечить водой Рим, была построена система каналов длиной 90 километров. Подобного водопровода Европа не увидит еще тысячи лет.

9507559850495965_5d3199f8

Канализация (знаменитая клоака Максима), без которой немыслим ни один современный город, также впервые была построена в Риме еще в VII-VI веках до нашей эры.

В римских городах также была реализована система стока дождевой воды, причем она настолько эффективна, что в настоящее время проходит испытания в Нидерландах для внедрения в современных городах.

Падение титана

Но почему же такая мощная империя пала от рук неграмотных варваров? Гипотез на эту тему уже было высказано предостаточно, поэтому остановимся лишь на самых популярных.

Одна из самых забавных — «свинцовая».

Дескать, свинцовые трубы, по которым разводилась вода в Риме, а также свинцовая посуда, из которой ели римляне, постепенно отравили горожан.

Здесь нужно только упомянуть, что кальций, содержащийся в горной воде, постепенно покрыл стены труб наростом, который предотвратил бы гипотетическое отравление свинцом.

Аналогичная версия от «зеленых» — «асбестовая».

Мол, асбестовые скатерти, которыми пользовались горожане, постепенно отравили их.

Правда, неясно, каким образом асбест мог отравить бедняков, которые эти скатерти даже не видели.

И, наконец, одна из самых правдоподобных версий: после окончания завоевательных войн иссяк поток рабов в метрополию, что вызвало спад в сельском хозяйстве и, как следствие, упадок всего государства. Но, впрочем, пусть каждый из вас сам выберет ту версию, которая покажется наиболее верной.

Источник ➝

Путешествия во времени — фантастика или реальность?

Путешествия во времени

В 1895 году английский фантаст Гербер Уэллс выпустил роман «Машина времени». В нем излагалась оригинальная идея: когда-нибудь ученые создадут устройство, позволяющее путешествовать в прошлое и будущее, возможно, даже вмешиваться в ход истории. С тех пор эта идея многим не дает покоя. И она уже привела физиков к открытию, которое без преувеличения можно назвать сенсационным.

Первые предпосылки к изучению теоретической возможности путешествий во времени появились после того, как Альберт Эйнштейн сформулировал положения специальной и общей теорий относительности.

В первой из них утверждалась зависимость времени от скорости объекта: чем ближе к скорости света, тем время течет медленнее. Во второй — зависимость времени от гравитации: вблизи массивных тел время опять же течет медленнее.

Альберт ЭйнштейнАльберт Эйнштейн

Теории Эйнштейна произвели настоящую революцию в восприятии. Получалось, что машина времени «сконструирована» самой природой. К примеру, если корабль разогнать до околосветовых скоростей, то его экипаж унесется в далекое будущее. Для иллюстрации этого эффекта обычно используется «парадокс близнецов»: вернувшийся из полета к звездам космонавт будет моложе своего брата-близнеца, остававшегося на Земле.

Но куда эффектнее выглядят следствия из общей теории относительности. Получается, что ход времени можно изменить, искривляя пространство примерно таким же образом, как это делает гравитация. А если исхитриться и создать особое пространственное образование, называемое сегодня «кротовой норой» (или «червоточиной»), соединяющее удаленные точки пространства, то теоретически становится возможным нарушить причинно-следственную связь и оказаться на выходе из «норы» раньше, чем туда отправился.

Кротовая нора

Сам Эйнштейн отрицал существование «кротовых нор», поскольку, по его мнению, они должны сразу «коллапсировать». Однако позднее американский физик Кип Торн доказал, что для стабилизации «кротовых нор» может быть использована так называемая «экзотическая материя» (теоретический материал с отрицательной плотностью энергии), а вот невозможность ее наличия в реальности никем пока не доказана. Больше того, российские ученые Аркадий Попов, Сергей Сушков и Сергей Красников показали, что «экзотическую материю» в теории можно генерировать искусственно.

Получается, что никаких серьезных теоретических препятствий для создания машины времени нет. А если ее можно создать в теории, раньше или позже кто-нибудь обязательно додумается, как воплотить ее на практике. Почему же до сих пор мы не увидели ни одного путешественника во времени, который прибыл к нам из будущего? Или наша эпоха для них малоинтересна?

Кип ТорнКип Торн

Одна из гипотез, которая объясняет отсутствие таких путешественников, гласит, что перемещения во времени невозможны из-за нарушения причинно-следственных связей. В качестве иллюстрации можно привести классический парадокс «убитого дедушки». Если, допустим, путешественник во времени по какой-то причине захочет убить своего деда до зачатия своего отца и выполнит задуманное, то он сам исчезнет и не сможет убить деда.

То же самое можно сказать о любом серьезном вмешательстве в дела прошлого: нарушение причинно-следственных связей неизбежно разрушит Вселенную. Поэтому природа должна накладывать ограничения на такие нарушения. Тот же парадокс «убитого дедушки» можно разрешить при условии, что в какой-то момент у агрессивного путешественника во времени что-то пойдет не так и он не сумеет реализовать план убийства.

Другую гипотезу выдвинул известный астрофизик Карл Саган. Он полагал, что создатели машины времени достаточно могущественны, чтобы отслеживать причинно-следственные связи, поэтому, хотя они тайно находятся среди нас, им удается обходиться без вмешательства в исторический процесс.

Карл СаганКарл Саган

Чтобы доказать невозможность построения машины времени, американский физик Стивен Хокинг провел забавный эксперимент. Он разместил в газетах объявление с призывом ко всем пришельцам из будущего посетить его дом в ночь на ближайшее Рождество.

Он исходил из предположения, что в будущем кто-нибудь обязательно прочтет его приглашение и захочет навестить, воспользовавшись персональной машиной времени. Но никто к нему на Рождество так и не явился. Что же помешало совершить путешествие сквозь время? Стивен Хокинг считал, что возможны два варианта.

Первый вариант- пессимистический. Машина времени никогда не будет построена, либо ее построят и попытаются использовать, в результате чего произойдет некая глобальная катастрофа, которая поставит крест на развитии этой технологии.

Стивен ХокингСтивен Хокинг

И в самом деле, расчеты показывают, что для проникновения в прошлое по схеме, предложенной Кипом Торном, необходимы энергии, сопоставимые с энергией всей Вселенной и даже превышающие ее. Понятно, что вряд ли даже в отдаленном будущем мощь цивилизации поднимется до высот, позволяющих управлять подобными силами.

Второй вариант — оптимистический. Цивилизация будущего может изменить некую локальную область Вселенной так, что даже при использовании минимальных энергий путешествия во времени внутри этой области станут реальны. Стивен Хокинг назвал такую машину «финитной», то есть конечной как в пространстве, так и во времени.

В этом случае первые пришельцы из будущего появятся среди нас только после того, как глобальная машина времени Хокинга будет построена и запущена. Но ведь мы не сделали пока ничего похожего. Соответственно, можно успокоиться и не пытаться сегодня искать пришельцев среди нас.

Сет ЛлойдСет Ллойд

Пожалуй, самое удивительное открытие сделал другой американский физик Сет Ллойд, специализирующийся на квантовых вычислениях. Возможность построения машины времени он вывел, исследуя замкнутые временоподобные кривые (closed timelike curve) — мировые линии, которые приводят материальную частицу в исходную точку. В хитроумном эксперименте Сету Ллойду с коллегами удалось за счет квантовой телепортации скорректировать замкнутую кривую так, чтобы состояние фотона передавалось не в пространстве, а во времени.

Прежде всего, выяснилась интересная деталь: оказывается, передаваемое в прошлое квантовое состояние фотона в принципе не может повлиять на ее современное состояние, то есть природный запрет на возникновение парадокса «убитого дедушки» был доказан прямым опытом. Успех же эксперимента подтвердил, что квантовые состояния, которые, по сути, являются уникальной информацией, передавать в прошлое вполне возможно. Информационная машина времени построена.

Впрочем, в таком случае возникает новый парадокс, который получил название «недоказанной теоремы». Сет Ллойд сформулировал его так: допустим, некто читает доказательство теоремы в учебнике, после чего отправляет это доказательство в прошлое математику, написавшему учебник, еще до появления самой теоремы. Математик включает доказательство в книгу, которую в будущем прочтет его визави. Вопрос: откуда взялось доказательство?

Временоподобные кривые

Ллойд разрешает парадокс фантастическим способом: квантовый мир устроен так, что «содержит» в себе все возможные доказательства теоремы, поэтому то из них, которое появится в учебнике, предопределено будущим, а не прошлым.

Как перенести законы квантового мира на пространство больших материальных объектов, ученые пока не знают. Впрочем, в этом нет особой нужды. Главное — придуман способ преодолеть барьер времени. И когда-нибудь наука сделает следующий шаг — создаст передатчик, способный связываться с прошлым.

Возможно, физики из будущего уже пытаются связаться с нами и рассказать что-то важное. Только мы еще не сумели построить приемник, расшифровывающий подобные послания. Сумеем ли? Будущее покажет.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх