CD-диск из обсидиана и другие мексиканские загадки

Многие обнаруженные в Мексике артефакты изготовлены с применением сложнейших технологий, владеть которыми могли лишь высокоразвитые цивилизации.

В этом я смог убедиться, побывав в латиноамериканской стране в составе экспедиции, организованной под эгидой Фонда развития науки «III тысячелетие». В Национальном музее антропологии и истории в Мехико среди ручных и довольно простеньких поделок нам бросился в глаза небольшой — сантиметров десять в диаметре — диск из обсидиана, очень похожий на современный компакт-диск (который чаще называют CD-диск или просто CD), только чуть толще.

На первый взгляд, ничего необычного. И край диска местами не очень ровный, и процарапанные на плоскости окружности «гуляют» из стороны в сторону. Но какова сама плоскость диска!

К сожалению, все подобного размера экспонаты находятся за стеклом, и проверить инструментами точность, с которой изготовлена плоскость, невозможно. Но человеческий глаз сам по себе очень неплохой измерительный инструмент. Он сразу заметит на плоской поверхности любой изъян. На диске же неровностей вообще нет!

Хрупкий материал

Обсидиан — вулканическое стекло. Очень удобный материал для простой обработки благодаря своей хрупкости. Даже при несильном ударе он раскалывается так, что образуются острые кромки. Ими легко разрезаются мягкие материалы — например, кожа, мясо, некоторые виды растительности. Если аккуратно, то можно разрезать материалы и потверже, например дерево. А хороший мастер из обсидиана сделает не только ножи, но и более тонкие инструменты, которые можно использовать в качестве лезвия, шила или даже иголки.

Однако стекло есть стекло. Оно легко колется. Но колется так, что ровных плоскостей — таких, как на диске, — не образуется. Так что получить подобную плоскость простым раскалыванием куска не удастся. Для этого нужны совсем другие технологии обработки: обсидиан для начала надо распиливать или разрезать. А потом еще и полировать — ведь поверхность диска отполирована.

Здесь-то и начинаются весьма серьезные проблемы. Дело в том, что обсидиан легок в обработке, когда используется простое скалывание материала. А вот его резка или распиловка — задача отнюдь не из простых. Твердость обсидиана на уровне привычных нам стальных ножей и напильников. Но для обработки требуются материалы потверже — инструмент из более мягкого материала будет стачиваться сам.

Мы заезжали в мастерскую по обработке обсидиана близ знаменитого археологического комплекса Теотиуакан. Она находится при сувенирном магазине, и туристов туда привозят специально. Вовсе не для повышения знаний в области обработки материалов, а для того, чтобы никто не удивлялся высоким ценам на предлагаемые там же сувениры. Ведь каждый может собственными глазами увидеть, как нелегко изготовить поделку из неподатливого материала.

Для его обработки используют твердые абразивные диски, вращающиеся с большой скоростью специальным оборудованием либо инструментом, напоминающим электродрель. При желании им можно изготовить и такую же ровную плоскость, как на CD-диске из музея.

Но подобных инструментов у индейцев в древности быть не могло. Как, впрочем, не было вообще какого-либо другого инструмента, с помощью которого можно было бы изготовить тот самый CD. Но диск-то есть! Значит, кто-то его все-таки сделал. И явно, что не тот индеец, который известен археологам и историкам, а представитель цивилизации, у которой были соответствующие инструменты и технологии.

KОбезьяна из обсидиана

Не примитивные индейцы изготовили из цельного куска обсидиана изумительный сосуд с обезьянкой, который стоит в том же музее мексиканской столицы. Качество его совершенно!

И дело вовсе не в замечательно отполированных мельчайших деталях фигуры обезьяны, а в безукоризненном исполнении самой чаши. Надо было умудриться не расколоть весьма хрупкий обсидиан. И главное — каким-то образом изготовить сосуд без малейших отклонений от правильной круглой формы.

Аналогичные чаши предлагаются и в упомянутом сувенирном магазинчике, при котором находится обсидиановая мастерская. Судя по ценам (отпугнувшим даже наиболее состоятельных участников нашей экспедиции), при изготовлении этого сосуда мастерам пришлось приложить немало усилий. И это при наличии современного оборудования. О ручном же изготовлении с помощью примитивных инструментов и говорить не приходится.

s38276511Божественные шпульки

Создатель обсидиановой обезьяны, похоже, не испытывал никаких затруднений, работая над шедевром (иначе и не назовешь). На такое предположение наводят и другие изделия из этого материала. Например, странные предметы, сильно напоминающие шпульки (катушки для ниток) в современных швейных машинках. Они даже по размерам практически одинаковые.

Но шпульки сегодня штампуют из пластмассы (в XX веке они были металлическими), а здесь такая же форма, но из обсидиана. Маленькие диски толщиной всего в миллиметр на общем цилиндре, который сделан полым и имеет ту же миллиметровую толщину стенок, — и все это монолитно. О какой ручной работе примитивными инструментами тут может вообще идти речь! Трудно представить что-то иное, кроме токарного станка с алмазными (или аналогичными по твердости и прочности) резцами.

Вся форма шпулек указывает именно на такой способ изготовления. Ведь для получения столь точной круглой формы заготовку нужно вращать. Для обработки твердого обсидиана требуются более твердые резцы. А для того, чтобы обсидиан при этом срезался, а не скалывался, нужна большая скорость вращения заготовки. Вот и получаем токарный станок!

Разве у индейцев доколумбовой Мезоамери-ки было что-то подобное? Нет. Но шпульки-то вполне реальны! И найдены при археологических работах на древних объектах, а не привезены из современной мастерской. Историки полагают, что шпульки использовались в качестве ритуальных украшений. Дескать, индейцы — представители знати или жречества — прорезали себе отверстие под нижней губой и вставляли туда шпульку. Банальное назначение для предмета, изготовление которого требует таких технологий, которых у индейцев и в помине не было.

Впрочем, индейцы действительно могли использовать шпульки в качестве украшений. Ведь дай какому-нибудь папуасу из дикого племени, обитающего глубоко в джунглях, шариковую ручку, он запросто вставит ее в проколотую мочку уха или в ноздри в виде украшения вместо простой палочки, которую он и так привык носить.

Так что гипотеза историков о ритуальном назначении предмета на самом деле может оказаться верной. Если индейцы понимали, что шпульки достались им от цивилизации, намного более развитой, чем они сами, то ее представителей они вполне могли посчитать богами, а доставшиеся им предметы божественными. И использовать лишь в наиболее значимых ритуалах почитания этих самых богов.

Только вот об исходном назначении шпулек подобное использование не говорит абсолютно ничего.

s93048762Нефритовые трубки

Кстати, тут же в музее есть аналогичные предметы из другого материала — из горного хрусталя. А у него твердость гораздо выше, и резать его можно только еще более твердыми материалами. Алмазный резец тут вполне подойдет. Что-то другое — вряд ли.

В сравнении со шпульками из обсидиана и горного хрусталя нефритовые изделия могут показаться детскими игрушками. Но и они далеко не все одинаковы, и не все их можно изготовить с помощью самых простых технологий. Например, странной формы трубочка, как будто завернутая спиралью вокруг своей оси, гораздо естественнее смотрелась бы, будь она из пластилина или глины.

Теоретически можно представить себе мастера-индейца, который решил положить не один год своей жизни на то, чтобы выточить из нефрита подобную игрушку. Но как он смог добиться столь высокой точности шага спирали? Как смог создать полнейшую иллюзию легкого кручения в твердом камне?

Другая трубочка из нефрита сделана настолько идеально, что кажется выточенной на станке. И это если даже ограничиваться лишь внешней ее поверхностью. Но это — трубочка в полном смысле слова: внутри нее просверлено отверстие. Просверлено так, что толщина стенок составляет всего миллиметр-полтора. Чем простой индеец мог бы сделать подобное? Причем не в мягком дереве, а в твердом нефрите.

s96471546Детали сложного устройства

В другом мексиканском музее — на территории археологической зоны под названием Тула — среди самых примитивных керамических горшков оказался весьма странный предмет из обсидиана. Если он и похож на что-то, то на современную втулку для какого-то сложного механического устройства. Но как его могли изготовить? А главное, зачем такой предмет вообще мог понадобиться древним индейцам?

На мысль о деталях сложного механического устройства наводят и небольшие (сантиметров 6-7 в диаметре) изделия из того же обсидиана в музее города Оахака. Если бы они были резиновыми, то их вполне можно было использовать в качестве прокладок или манжет. Но для чего понадобились предметы подобной формы из обсидиана?

Технологии, которые требуются для изготовления описанных предметов, настолько кардинально отличаются от всего, что находилось в распоряжении любого известного историкам общества на территории Мезоамерики, что заведомо надо говорить об их создании высокоразвитой цивилизацией. Цивилизацией, которую от индейцев этого региона отделяет настоящая пропасть.

Андрей Скляров

Источник ➝

Путешествия во времени — фантастика или реальность?

Путешествия во времени

В 1895 году английский фантаст Гербер Уэллс выпустил роман «Машина времени». В нем излагалась оригинальная идея: когда-нибудь ученые создадут устройство, позволяющее путешествовать в прошлое и будущее, возможно, даже вмешиваться в ход истории. С тех пор эта идея многим не дает покоя. И она уже привела физиков к открытию, которое без преувеличения можно назвать сенсационным.

Первые предпосылки к изучению теоретической возможности путешествий во времени появились после того, как Альберт Эйнштейн сформулировал положения специальной и общей теорий относительности.

В первой из них утверждалась зависимость времени от скорости объекта: чем ближе к скорости света, тем время течет медленнее. Во второй — зависимость времени от гравитации: вблизи массивных тел время опять же течет медленнее.

Альберт ЭйнштейнАльберт Эйнштейн

Теории Эйнштейна произвели настоящую революцию в восприятии. Получалось, что машина времени «сконструирована» самой природой. К примеру, если корабль разогнать до околосветовых скоростей, то его экипаж унесется в далекое будущее. Для иллюстрации этого эффекта обычно используется «парадокс близнецов»: вернувшийся из полета к звездам космонавт будет моложе своего брата-близнеца, остававшегося на Земле.

Но куда эффектнее выглядят следствия из общей теории относительности. Получается, что ход времени можно изменить, искривляя пространство примерно таким же образом, как это делает гравитация. А если исхитриться и создать особое пространственное образование, называемое сегодня «кротовой норой» (или «червоточиной»), соединяющее удаленные точки пространства, то теоретически становится возможным нарушить причинно-следственную связь и оказаться на выходе из «норы» раньше, чем туда отправился.

Кротовая нора

Сам Эйнштейн отрицал существование «кротовых нор», поскольку, по его мнению, они должны сразу «коллапсировать». Однако позднее американский физик Кип Торн доказал, что для стабилизации «кротовых нор» может быть использована так называемая «экзотическая материя» (теоретический материал с отрицательной плотностью энергии), а вот невозможность ее наличия в реальности никем пока не доказана. Больше того, российские ученые Аркадий Попов, Сергей Сушков и Сергей Красников показали, что «экзотическую материю» в теории можно генерировать искусственно.

Получается, что никаких серьезных теоретических препятствий для создания машины времени нет. А если ее можно создать в теории, раньше или позже кто-нибудь обязательно додумается, как воплотить ее на практике. Почему же до сих пор мы не увидели ни одного путешественника во времени, который прибыл к нам из будущего? Или наша эпоха для них малоинтересна?

Кип ТорнКип Торн

Одна из гипотез, которая объясняет отсутствие таких путешественников, гласит, что перемещения во времени невозможны из-за нарушения причинно-следственных связей. В качестве иллюстрации можно привести классический парадокс «убитого дедушки». Если, допустим, путешественник во времени по какой-то причине захочет убить своего деда до зачатия своего отца и выполнит задуманное, то он сам исчезнет и не сможет убить деда.

То же самое можно сказать о любом серьезном вмешательстве в дела прошлого: нарушение причинно-следственных связей неизбежно разрушит Вселенную. Поэтому природа должна накладывать ограничения на такие нарушения. Тот же парадокс «убитого дедушки» можно разрешить при условии, что в какой-то момент у агрессивного путешественника во времени что-то пойдет не так и он не сумеет реализовать план убийства.

Другую гипотезу выдвинул известный астрофизик Карл Саган. Он полагал, что создатели машины времени достаточно могущественны, чтобы отслеживать причинно-следственные связи, поэтому, хотя они тайно находятся среди нас, им удается обходиться без вмешательства в исторический процесс.

Карл СаганКарл Саган

Чтобы доказать невозможность построения машины времени, американский физик Стивен Хокинг провел забавный эксперимент. Он разместил в газетах объявление с призывом ко всем пришельцам из будущего посетить его дом в ночь на ближайшее Рождество.

Он исходил из предположения, что в будущем кто-нибудь обязательно прочтет его приглашение и захочет навестить, воспользовавшись персональной машиной времени. Но никто к нему на Рождество так и не явился. Что же помешало совершить путешествие сквозь время? Стивен Хокинг считал, что возможны два варианта.

Первый вариант- пессимистический. Машина времени никогда не будет построена, либо ее построят и попытаются использовать, в результате чего произойдет некая глобальная катастрофа, которая поставит крест на развитии этой технологии.

Стивен ХокингСтивен Хокинг

И в самом деле, расчеты показывают, что для проникновения в прошлое по схеме, предложенной Кипом Торном, необходимы энергии, сопоставимые с энергией всей Вселенной и даже превышающие ее. Понятно, что вряд ли даже в отдаленном будущем мощь цивилизации поднимется до высот, позволяющих управлять подобными силами.

Второй вариант — оптимистический. Цивилизация будущего может изменить некую локальную область Вселенной так, что даже при использовании минимальных энергий путешествия во времени внутри этой области станут реальны. Стивен Хокинг назвал такую машину «финитной», то есть конечной как в пространстве, так и во времени.

В этом случае первые пришельцы из будущего появятся среди нас только после того, как глобальная машина времени Хокинга будет построена и запущена. Но ведь мы не сделали пока ничего похожего. Соответственно, можно успокоиться и не пытаться сегодня искать пришельцев среди нас.

Сет ЛлойдСет Ллойд

Пожалуй, самое удивительное открытие сделал другой американский физик Сет Ллойд, специализирующийся на квантовых вычислениях. Возможность построения машины времени он вывел, исследуя замкнутые временоподобные кривые (closed timelike curve) — мировые линии, которые приводят материальную частицу в исходную точку. В хитроумном эксперименте Сету Ллойду с коллегами удалось за счет квантовой телепортации скорректировать замкнутую кривую так, чтобы состояние фотона передавалось не в пространстве, а во времени.

Прежде всего, выяснилась интересная деталь: оказывается, передаваемое в прошлое квантовое состояние фотона в принципе не может повлиять на ее современное состояние, то есть природный запрет на возникновение парадокса «убитого дедушки» был доказан прямым опытом. Успех же эксперимента подтвердил, что квантовые состояния, которые, по сути, являются уникальной информацией, передавать в прошлое вполне возможно. Информационная машина времени построена.

Впрочем, в таком случае возникает новый парадокс, который получил название «недоказанной теоремы». Сет Ллойд сформулировал его так: допустим, некто читает доказательство теоремы в учебнике, после чего отправляет это доказательство в прошлое математику, написавшему учебник, еще до появления самой теоремы. Математик включает доказательство в книгу, которую в будущем прочтет его визави. Вопрос: откуда взялось доказательство?

Временоподобные кривые

Ллойд разрешает парадокс фантастическим способом: квантовый мир устроен так, что «содержит» в себе все возможные доказательства теоремы, поэтому то из них, которое появится в учебнике, предопределено будущим, а не прошлым.

Как перенести законы квантового мира на пространство больших материальных объектов, ученые пока не знают. Впрочем, в этом нет особой нужды. Главное — придуман способ преодолеть барьер времени. И когда-нибудь наука сделает следующий шаг — создаст передатчик, способный связываться с прошлым.

Возможно, физики из будущего уже пытаются связаться с нами и рассказать что-то важное. Только мы еще не сумели построить приемник, расшифровывающий подобные послания. Сумеем ли? Будущее покажет.

 

Популярное в

))}
Loading...
наверх