
Быть летчиком во что бы то ни стало Родился Саша Покрышкин 19 (по новому стилю) марта 1913 года на рабочей окраине Новониколаевска (ныне Новосибирск) — в районе Закаменка в бедной семье. В ней было 10 детей, из них выжили семеро. Закаменка славилась отчаянными и физически сильными парнями. Саша тоже был спортивным, занимался гимнастикой, стрельбой, велосипедным спортом, но больше всего тянуло его все же к науке, технике, инженерным знаниям, чем он и заработал у сверстников прозвище Сашка-инженер.
Впервые Александр прикоснулся к самолету в 12 лет, и сразу, как он вспоминал впоследствии, подумал: «Сделаю все, но стану летчиком». О другой профессии он и не мечтал. «Новосибирск дал мне крылья», — говорил он много позже. Но в летное училище будущий ас попал далеко не сразу. В 1928 году Покрышкин успешно окончил семилетку, потом несколько лет подрабатывал кровельщиком, чтобы помогать содержать семью (отец-каменщик к тому времени получил инвалидность). Родители хотели, чтобы сын стал счетоводом, но это не входило в планы 17-летнего юноши. Поддерживала его бабушка — это было хорошей защитой, потому что «только ее страшился отец». В 1930 году Александр поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) завода «Сибкомбайнстрой» и ушел жить в общежитие. Деньги в помощь семье он продолжал высылать. "Сибкомбайнстрой" тогда был гигантом индустриализации, а в годы войны стал крупнейшим производителем боеприпасов. Окончив ФЗУ, Покрышкин до июля 1932 года был слесарем-инструментальщиком, а потом, несмотря на важное для страны производство, по комсомольской путевке отправился служить в РККА. Его направили в авиационную школу Перми. Саша, отправляясь в Пермь, не знал, что как раз тогда летное отделение там закрыли. Мечта отложена Александр стал осваивать техническую специальность. Десятки рапортов о переводе в летное училище отклонялись: техники авиации тоже очень нужны. И авиатехником он стал высококлассным, потому что стремился «знать все в авиации». В декабре 1933-го 3-я Пермская военная школа авиатехников, а позже Курсы усовершенствования техсостава ВВС РККА им. Ворошилова в Ленинграде были окончены. С 1934 по 1938 год он был старшим авиатехником звена в 74-й стрелковой дивизии в Краснодаре, в этот период предложил усовершенствовать авиапулемет ШКАС (скорострельный пулемет Шпитального-Комарицкого), конструкции самолета-разведчика Р-5. Разработки он отправил в Москву и получил за них благодарственное письмо от авиаконструктора Николая Поликарпова (одного из основоположников советской школы самолетостроения, создавшего более 80 самолетов разных типов). В период преподавания в аэроклубе ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству) по собственным чертежам воентехник 2-го ранга Покрышкин построил тренажер для тренировки летчиков и планер, на котором впервые и поднялся в небо. Дорога в небо В один момент Александр, который зачитывался литературой о летчиках — авторе «мертвой петли» Петре Нестерове и сбившем во время Первой мировой 20 самолетов Евграфе Крутене, понял: сейчас или никогда. Он оформил трудовой отпуск и за 17 дней прошел годичную программу летной подготовки Краснодарского аэроклуба и на отлично сдал экзамены. Сопротивления на этот раз не было, и его направили в Краснознаменную Качинскую авиашколу пилотов имени А. Ф. Мясникова. В 1939 году старший лейтенант Покрышкин окончил авиашколу и был направлен в 55-й истребительный авиаполк в Кировоград. В своих воспоминаниях он предельно сдержан, но нетрудно себе представить, как счастлив он был, когда наконец исполнилась его давняя и самая главная мечта. Война началась с провала В книге Лидии Кузьминой «Генеральный конструктор Павел Сухой. Страницы жизни» упоминается случай: в июле 1941-го Покрышкин сбил «свой» же самолет. Через много лет после войны, во время обучения в Академии Генштаба, Герой Советского Союза, маршал авиации Иван Пстыго рассказал, что летел на новой тогда, секретной «шестерке» Су-2. "Это был я", — «смущенно и расстроенно» отозвался учившийся там же Покрышкин. «В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолеты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…» Уже в первые недели войны он понял, что тактику ведения боев нужно совершенствовать, и для детального анализа аккуратно заносил все данные в записную книжку. Итогом стали новые тактические приемы ведения воздушного боя ("этажерка", «ножницы», «соколиный удар», «клещи», «качели», «бои на вертикалях») и создание собственной системы подготовки асов. Воевал он на истребителях И-153, И-16, МиГ-3, Як-1 и P-39 Airacobra ("П-39 Аэрокобра"). Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин, и за редкими исключениями выигрывал бой. Его тактикой было победить командира-аса врага. Это дестабилизировало обстановку в стане противника: уверенность терялась, управлять боем становилось некому. Добиваться намеченного и показывать удивительные результаты ему помогала и выносливость спортсмена-сибиряка — благодаря этому он мог переносить сильные перегрузки. К концу Великой Отечественной Александр Покрышкин был не только одним из самых известных в мире летчиков, но и одной из самых авторитетных, наряду с Иваном Полбиным, фигур в советской авиации. "Achtung! Pokryshkin ist in der Luft!" ("Внимание! Покрышкин в воздухе!") — эта фраза была одной из трех, с которой немцы в эфире переходили с шифрованных сообщений на открытый текст. Первые две: «Achtung! Partisanen!» ("Внимание! Здесь партизаны!") и «Achtung! Panzer!» ("Внимание! Танки!"). Это значило — повысить внимание, асам люфтваффе набрать высоту, молодым вернуться на аэродромы. Все это было, конечно, неспроста: Покрышкин командовал эскадрильей, полком, дивизией, и всегда его часть находилась в ряду самых результативных подразделений Красной армии. Он был настоящей и мощной угрозой для немцев. К концу войны у Покрышкина набралось 650 вылетов, 156 воздушных боев, он сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. На самом деле их было больше: в 1941 году он сбил 15 самолетов, не вошедших в его счет, так как документы штаба истребительного авиаполка уничтожили при отступлении. Сам он по этому поводу говорил, что неучтенное все равно пойдет в общий счет Победы. Часть побед он записывал на счета подчиненных, в основном ведомых (летчик или экипаж, подчиненный ведущему (командиру группы) при групповых полетах или полетах в боевых порядках), укрепляя тем самым их победный дух. Это было тогда нередким явлением. Командира 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка гвардии подполковника А. И. Покрышкина первым в стране в августе 1944-го наградили третьей медалью «Золотая Звезда», он стал трижды Героем Советского Союза (первые две звезды Героя получил в 1943-м). Единственным трижды Героем он оставался до конца войны (Георгий Жуков и Иван Кожедуб были награждены третьими «Золотыми Звездами» после 9 Мая 1945 года). Все его награды занимали обе стороны кителя сверху донизу. "Храбрый из храбрых, вожак, лучший советский ас". Так охарактеризовал его командующий 8-й воздушной армией генерал-лейтенант авиации Тимофей Хрюкин в наградном листе. Был он не только истребителем-асом, но и прекрасным военным педагогом: 30 его учеников стали Героями Советского Союза, а трое из них — дважды Героями. Последний бой Покрышкин провел 9 мая 1945 года над Прагой (Чехословакия, ныне Чехия). После войны В 1948 году Александр Покрышкин с золотой медалью окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе (ныне Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ), и его направили в войска противовоздушной обороны (ПВО), где он начал осваивать реактивную технику. В 1957 году он с золотой медалью окончил Высшую военную академию им. К. Е. Ворошилова (ныне Военная академия Генштаба ВС РФ), затем командовал 52-й воздушной армией ПВО Московского военного округа. В 1959 году стал командующим Киевской армией ПВО, а с 1968 по 1972 год был заместителем главнокомандующего войсками ПВО СССР. Летал на реактивных истребителях МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, Як-15, Як-17 и Як-25. Александр Покрышкин скончался в Москве 13 ноября 1985 года на 73-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище. Его именем названы улицы в разных городах России. Именем Сашки-инженера, который мечтал о небе. Юлия Острогожская
Свежие комментарии