• Александр Лагуткин
    Он знал, что готовится. Отсидит срок, потом выкинуть это дерьмо из страны вместе со всеми родственниками с пожизненны...Первый фигурант д...
  • ШКИПЕР
    А ливерная колбаса не сказала - Россия этот мир одобряет ?Шольц заявил, что...
  • фарид сабиров
    Во первых НАДО СБИВАТЬ все натеВское что летает в акватории Черного моря , дроны самолеты , это разведчики и они наво...Москва готовится ...

«Гималайские мутанты»: Откуда в ДНК тибетцев гены загадочных древних людей

Тибетцы, живущие на высоте 4500 метров над уровнем моря, подвергаются воздействию жесточайших условий окружающей среды, которые свалили бы с ног большинство людей.

В ходе недавних исследований у людей, населяющих Тибет, были выявлены несколько генетических мутаций, которые, по всей видимости, ответственны за невероятную устойчивость, позволяющую им вполне комфортно себя чувствовать на больших высотах.

Тибетская ДНК запрограммирована на поддержание жизни на «крыше мира». Фото Фила Борджеса

Группа исследователей во главе с генетиком Чадом Хаффом из Техасского университета в 2017 году обнаружила у тибетцев гены, которые позволяют им жить и работать на головокружительных высотах Гималаев.

Тибетское плато, известное как «крыша мира», расположено на высоте более 4500 метров. Там обширная и засушливая степь, горные хребты и огромные озера. Дожди тут идут редко, но когда такое случается, осадки выпадают в виде града.

Люди жили здесь тысячи лет и, согласно проведенному генетическому исследованию, в ходе естественного отбора население этого региона приобрело особый генетический профиль. Команда Хаффа обнаружила вариации генов, которые позволяют тибетцам выживать при низком уровне кислорода и ограниченном доступе к пище.

Внешне денисовцы были похожи на Homo sapiens. Худ. Ральф Джонс

Невероятно, но один из этих генов, названный EPAS1, был унаследован от денисовцев – загадочного подвида людей, исчезнувшего около 40 000 лет назад. Название этого вида происходит от Денисовой пещеры, которая расположена в долине реки Ануй, на границе Алтайского края и Республики Алтай. Там были обнаружены останки представителей этого вида.

Таким образом, это исследование дает нам информацию об истории и физиологии тибетцев, а также говорит нам кое-что о человеческом виде, о котором нам очень мало известно.

Большинство людей не приспособлены для жизни в горах – уже на высоте более 2100 метров метров многие из нас будут страдать от высотной болезни. Пониженное атмосферное давление вызовет головные боли и тошноту, к тому же будет затруднено дыхание.

Фото Фила Борджеса

Самое страшное, что на большой высоте у некоторых людей может развиться отек легких с легочным кровотечением и даже сердечный приступ. Трудно поверить, что люди добровольно стали жить в таких суровых условиях. Однако со временем популяции людей, живущих в такой среде, начинают меняться генетически. В ходе исследования исследователи проанализировали ДНК группы из 27 тибетцев.

В итоге, команда Хаффа выявила два гена, которые, как выяснилось, обеспечивают физиологическую адаптацию к проживанию на больших высотах. Оба этих гена активируются при низком уровне кислорода, вызывая повышенное производство гемоглобина (белка в красных кровяных тельцах, который переносит кислород по организму) . Эти гены предотвращают гипоксемию – снижение давления и количества кислорода в крови.

К сожалению, о денисовцах известно очень мало. Источником всей имеющейся информации является генетическая информация, полученная из фаланги пальца древнего человека, обнаруженной в Денисовой пещере в 2010 году.

Эти гоминиды были больше похожи на современных людей, чем на неандертальцев, и, возможно, представляли отдельный подвид Homo sapiens.

Фото Фила Борджеса

Более того, наличие гена EPAS1 у денисовцев, по-видимому, предполагает, что они, также как и тибетцы, проживали в горных районах. Согласно выводам, сделанным после проведения генетического анализа, между 952 000 и 238 000 лет назад от денисовцев произошла отдельная популяция людей. Они смешались с архаичным тибетским населением, и сейчас, по оценкам исследователей, приблизительно 0,4% тибетского генома принадлежит денисовцам.

Невероятно, что тибетцам потребовалось всего несколько тысяч лет (возможно, всего 3000 лет), чтобы развить мутации, позволяющие жить на больших высотах.

Фото Фила Борджеса

В будущем исследователи планируют более детально изучить недавно выявленные гены, чтобы лучше понять, как они помогают тибетцам жить на больших высотах. Другой целью исследователей является изучение населения Анд, которое, как и тибетцы, развило способности жить высоко в горах.

Научная статья об исследовании была опубликована в PLOS GENETICS