Триглав – бог славян XI-XII веков, о котором известно из жизнеописания Оттона Бамбергского, святого римско-католической церкви. У Триглава было три головы, которые обозначают троичность мироздания. Он отображает мировоззрение древних славян, а также три времени года: осень, зиму и весну, которые связаны с этапами посева и сбора урожая. Летом же древние славяне называли цикл из трех сезонов. Отсюда слово «летопись».
Храм Триглава и значение символа
В городе Поморья, Шецине на самом высоком холме возвышался храм богу Триглаву. Его лицо было скрыто под золотой завесой. Служители храма давали следующее толкование изображению триглавому божеству:
Три головы позволяют ему наблюдать за тремя мирами: миром неба, миром земли и подземным миром. Уста и глаза его закрыты, потому как не видны ему человеческие пороки. Он их не видит, он о них не говорит.
Оттон Бамбергский, обнаружив статую Триглава, принял его за идола. Он уничтожил его, а многоликую голову статуи отправил в Рим в качестве доказательства свержения язычества и установления главенства христианства.
Многоликость как признак демонического начала
Многоликость Триглава вызывала разные споры. Некоторые на этом фоне причисляли его к культу Чернобога, злого бога смерти и тьмы. Природным соответствием Триглава служит орех — дерево, которое также связано с нижними сферами бытия благодаря своим мощным корням.
Троичность как метафизический принцип
По другой, более широкой сегодня, версии Триглав – даже не бог, а некий высший метафизический принцип, обозначающий троичность мироздания. Он занимает позицию не верховной сущности пантеона, а принципа единства противоположностей, а также вместилища для всех остальных богов.
Внутри храма Триглава располагался весь пантеон. Главным из богов был Сварог – бог земного и небесного огня. Другим почитаемым богом был Свинтовит – бог войны и побед. К высшим богам, согласно «Повести временных лет», причислялся Перун-громовержец.
Современные последователи славянства в символе Триглава изображают метафизическую модель троичного мироздания, тремя мирами которого являются Явь, Правь и Навь, где:
- Правь – сфера божественного закона,
- Явь – проявленный материальный мир,
- Навь – сфера хтонических подземных богов.
В системе неоязычников Сварог, будучи верховным божеством, создает Явь по закону Прави. Навь – это загробный мир, царство мертвых, которое, в свою очередь, делится на Светлую и Темную Навь. Светлая Навь – подобие рая, пристанище святых душ предков и небесный мир Славы. Темная Навь – мир злых духов, неразвитых душ и демонов. Последователи системы проводят параллель Триглава с Тримурти (триада божеств в индуизме: Брахма, Вишна, Шива, которые составляют единство).
Триглав и Велесова книга
Символ Триглава как система Яви, Прави и Нави упоминается в «Велесовой книге» Миролюбова Ю.П. Как убеждал Миролюбов, тексты «Велесовой книги» он скопировал с деревянных табличек, до того, как они были утеряны.
Сегодня Велесова книга признана фальсификацией из-за ряда расхождений с тем, что известно науке о культуре древних славян. В книге критикуется бессистемность, несвязность, отсутствие правил и соответствий. Язык этих текстов, как отмечают эксперты, — случайное сочетание словоформ из церковнославянского, русского, украинского, польского и чешского языков.
Сегодня «Велесова книга» признана подделкой. Хотя, несмотря на это в ученом мире существуют и сторонники ее подлинности. Некоторые ученые (Б.И. Яценко, П.П. Панченко, Ю.К. Бегунов) утверждают: книга вполне могла быть создана Новгородскими волхвами в IX веке, а ее содержание – система метафизических соответствий, которые можно найти и во многих других традициях, таких как египетская, иранская и индуистская. Науке еще только предстоит разгадать этот неизвестный язык, на котором изложено знание, вероятно, составленное для потомков славян Посвященными.
Свежие комментарии