На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наш потерянный мир

34 197 подписчиков

Свежие комментарии

  • Misha Glusch
    а зря...Небензя заявил, ч...
  • Misha Glusch
    мы обязательно должны туда поехать, полным составом, две танковые армии думаю хватит...Россию всё же при...
  • Misha Glusch
    кому война - кому мать родна...Источник: белгоро...

Пещеры Аджанты

Оказывается, чудес света гораздо больше, чем принято считать. И одним из них, бесспорно, являются подземные храмы Аджанты. Эти великолепные рукотворные пещеры, на строительство которых ушло целое тысячелетие, были созданы задолго до рождения Христа и своим величием явно превзошли пирамиды Хеопса…

Уникальный комплекс из 29 красивейших храмов и монастырей искусные масте­ра строили несколько столе­тий. Монотонно, год за годом дробя примитивными оруди­ями толщу базальтовых скал, они создавали архитектурное чудо. Залы с колоннадами, огромные веранды и узкие кельи — все стены и потолки этих культовых сооружений покрывают тончайшая резьба и уникальные фрески.
 

Прекраснее пирамид

Считается, что этот беспри­мерный труд перекрыл даже рекорд пирамиды Хеопса. Если вытянуть в линию одни только каменные кружева резьбы, то ее длина достигнет снегов Джомолунгмы.

А фрески считаются венцом восточного искусства. У мест­ных жителей даже существует легенда, что однажды Индра, царь богов, позволил другим богам и богиням устроить пирушку на земле. Но с од­ним условием — вернуться на небеса до рассвета. Как во­дится, веселая компания за­была обо всем и не услышала крика петуха, возвещавшего о наступлении утра. В нака­зание Индра оставил их всех навечно на Земле — на стенах Аджанты. Они замерли там — неподвижные, но сохранив­шие божественную сущность, готовые отомстить всем тем, кто осмелится осквернить их изображения.

 

Монахи начали осваивать эти места еще во II веке до н. э. и покинули их в XIII веке. Слу­чилось это потому, что буд­дизм в Индии к тому времени утратил свои главенствующие позиции. Соответственно, приверженцев религии ста­новилось все меньше. И когда умерли последние хранители веры, монастырь и храм опу­стели.

Существует, правда, и дру­гое предание о появлении странных храмов. Если ве­рить ему, то пещеры были здесь с незапамятных, до­исторических времен, когда на территории Азии шумело

обширное внутреннее море, а посреди него находился пре­красный священный Остров. На нем жили «Сыны Божьи», передавшие людям знания о природе и мире. Но до Остро­ва невозможно было добрать­ся по морю.

 

В те далекие мифические времена в Индии существо­вали школы Мистерий, и вер­ховные жрецы, посвященные этих школ, знали о подзем­ных ходах, по которым можно было попасть на несравнен­ный Остров. Эти тайные ходы соединяли Остров со всеми землями вокруг, и один из них вел в Аджанту, где также нахо­дилась школа Мистерий.

Как бы то ни было, долгие столетия монастырское посе­ление пребывало в забвении, храмы остались без всякого присмотра и постепенно раз­рушились. Пещеры заросли диким плющом, и тигры, обе­зьяны, медведи нашли в них приют и убежище. И лишь странники, случайно забред­шие в джунгли, наткнувшись на древние пещеры, трусливо бежали прочь от этого места. Слишком длинный шлейф за­гадок и легенд тянулся за под­земными храмами.

 

Европейцы же узнали об архитектурном чуде спустя много столетий, со слов одно­го английского офицера.

Что хранили джунгли?

Белый человек, считавший­ся в Индии, как и корова, су­ществом священным, мог по­зволить себе в «дикой стране» практически все. Однажды один англичанин, утомлен­ный горячим солнцем и бездельем, решил развлечься охотой. Выбрав себе цель — молодого леопарда, он стал преследовать зверя. В пылу азарта сахиб случайно забрел в ущелье, буйно поросшее тропическими растениями, и замер от удивления. На него невозмутимо смотрел огром­ный каменный Будда. Слегка оглядевшись, англичанин обнаружил множество под­земных ходов, ведущих куда- то вглубь горы. Любопытство взяло верх над благоразуми­ем, и белый господин решил обследовать таинственное место. Его добычей стали 29 пещер, протянувшиеся на 500 метров вдоль скалистого бе­рега подковообразного зали­ва реки Вагхоры, неподалеку от селения Аджанта.

 

Вернувшись домой, офи­цер рассказал о каменном со­кровище соотечественникам. Археолог Джеймс Фергюссон заинтересовался услышан­ным и решил сам посмотреть на индийское чудо. В 1843 году он представил в Коро­левское азиатское общество научный отчет с описанием пещер: 24 из них оказались монастырями, а 5 — храмами.

Великолепные росписи со­хранились в 16 пещерах из 29. Но бесценный памятник раз­рушался под воздействием климата и по вине многочис­ленных «любителей» старины. Фергюссон забил тревогу.

После доклада ученого Восточно-Индийская компания направила в Аджанту капитана Британской армии художника Роберта Гилла — для исследо­вания и зарисовки росписей.

Летопись эпохи

Росписи Аджанты — свое­образная энциклопедия жиз­ни Индии V-VII веков. Боль­шинство из них представляют собой иллюстрации к буддий­ским легендам. Однако наря­ду со строго каноническими изображениями здесь можно увидеть и множество жанро­вых сценок. Во многих сюже­тах росписей присутствуют сцены придворной жизни: принцы проводят время в своих роскошных апартамен­тах, окруженные женами и прислужницами, выезжают на войну или охоту, принимают гостей. Эти изображения по­зволяют реконструировать городскую архитектуру Ин­дии той поры: дворцы, дома — все то, что безвозвратно уте­ряно и от чего не осталось никаких вещественных об­разцов.

Росписи Аджанты созда­вались на протяжении не­скольких столетий многими поколениями мастеров. Объ­емы работ поражают: так, например, лишь в одном из подземных залов живопись занимает более  тысячи ква­дратных метров, причем рас­писаны не только стены, но и колонны и потолки. И так вы­глядели все двадцать девять пещер! Индийские мастера как будто стремились пере­нести в тесный мир подземелий все богатство и разно­образие внешнего мира.

Кстати, здесь есть и картины от­кровенно эротиче­ского содержания. Недопустимые с точки зрения ев­ропейца сюжеты служат иллюстра­циями религиозных тракта­тов о жизни Будды. В Древней Индии признавались закон­ными все проявления чело­веческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

 

Росписи в Аджанте дела­лись по сухой, а не по сырой штукатурке. Поверхность скалы вначале покрывалась составом, содержащим клей, коровий помет, тонко измоло­тую рисовую солому. Поверх него накладывался тончай­ший слой штукатурки, кото­рая тщательно полировалась. Возможно, поверхность стен на ночь смачивалась, судя по очень скудным следам, также тончайшим слоем штукатурки и раскрашивалась.

Состав этих красок ученые и исследователи точно уста­новить не могут до сих пор, но краски обладают удивитель­ным свойством: они и поныне люминесцируют в темноте, поражая посетителей свеже­стью фресок, их живостью и тонкостью наблюдений древ­них художников.

Также археологи до сих пор ломают голову над тем, как древние живописцы ухитрялись работать в по­лумраке пещер. Как смогли расписать их многокрасоч­ными тончайшими рисунка­ми? Возможно, они пользо­вались для этого зеркалами? Ловили солнце и посылали его во тьму, как это делали художники Египта и некото­рые ученые современности, фотографируя неведомые сокровища Гималаев?

Вот эту красоту и взялся до­нести до европейцев Роберт Гилл. В 1844 году он начал ко­пировать уцелевшие росписи и почти все время проводил в пещерах, даже жил там. Гилл копировал фрески на полот­но, а затем прорисовывал и раскрашивал их. Этому не­прерывному титаническому труду он отдал 20 лет жизни!

 

Боги не прощают 

У индусов существует ле­генда о проклятии пещер Аджанты. Тень этого про­клятия, казалось, коснулась и Гилла, осмелившегося нарушить покой богов. На него сыпались неприятно­сти разных мастей: он пере­болел дизентерией, ломал ногу, пережил политические перевороты. Наконец, в 1866 году копии основных фресок были собраны в лондонском Хрустальном дворце для вы­ставки. Но дворец вместе со всеми полотнами Гилла сгорел во время пожара. Эта трагедия чуть не убила и са­мого художника. Он пытался начать все сначала, но после пяти лет работы заболел и вскоре умер. Его похорони­ли рядом с пещерами.

 

Последовали новые по­пытки сделать копии фре­сок, однако сохранить их почти никогда не удавалось. Хорошо известна еще одна драматическая история: группа бомбейских худож­ников четыре сезона подряд перерисовывала росписи, потом картины отправили в Лондон, теперь уже в Музей Виктории и Альберта. На этот раз огонь уничтожил только копии фресок Аджанты.

В конце 20-х годов XX века итальянские ученые опу­бликовали фотографии пе­щерных росписей. И Запад, потрясенный искусством древних мастеров, признал Аджанту «самым выдающим­ся художественным достиже­нием Азии».

Картина дня

наверх